Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти    

Стратегия развития Республики Тыва до 2020 года



Одобрена

постановлением Правительства

Республики Тыва

от 30 января 2012 г. № 28

СТРАТЕГИЯ

социально-экономического развития

Республики Тыва до 2020 года

(новая редакция)

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ

1

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1.

Социально-экономическое положение и оценка конкурентоспособности Республики Тыва

5

1.1.

Оценка потенциала социально-экономического развития Республики Тыва

6

1.1.1.

Динамика развития республики в 1990-2000 годах

6

1.1.2.

Современная социально-экономическая ситуация в Республике Тыва

11

1.2.

Основные проблемы социально-экономического развития Республики Тыва

47

1.3.

Состояние рынков товаров и услуг, труда и финансовых ресурсов

50

1.4.

Стратегический анализ развития Республики Тыва

55

1.5.

Сводные рейтинги ключевых проблемных направлений приложения усилий субъектов экономической деятельности республики

60

1.6.

Формирование центров роста на территории Республики Тыва

64

1.7.

Конкурентные преимущества региона

68

Глава 2.

Цель, приоритеты, задачи и сценарии развития Республики Тыва

71

Глава 3.

Формализация стратегии и определение состава ключевых проектов, нацеленных на реализацию стратегии

76

3.1.

Улучшение уровня и качества жизни населения республики

76

3.2.

Обеспечение свободного надежного доступа республики к внутрироссийской транспортной инфраструктуре и международным путям сообщения

93

3.3.

Обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста

96

3.3.1.

Увеление доли отраслей, производящихз товароы в валовом региональном продукте

96

3.3.2.

Развитие отраслей, производящих услуги

107

Глава 4.

Механизм реализации Стратегии

116

Глава 5.

Ресурсное обеспечение Стратегии

123

Глава 6.

Результаты реализации Стратегии

124

6.1.

Прогноз демографического развития Республики Тыва и ее трудовых ресурсов

124

6.2.

Результаты реализации Инерционного сценария

126

6.3.

Результаты реализации Интенсивного сценария

131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

140


П А С П О Р Т

Стратегии социально-экономического развития

Республики Тыва до 2020 года

Наименование Стратегии

-

Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года

Основание для разработки Стратегии

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года»

Государственный заказчик

-

Правительство Республики Тыва

Основной разработчик

-

Правительство Республики Тыва

Основная цель Стратегии

-

целью Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года (далее – Стратегия) является повышение качества жизни населения Республики Тыва до уровня лидеров Сибирского федерального округа через модернизацию экономики и социальной сферы и создание центров роста, развитие традиционной экономики в сельских районах республики.

Цели и задачи Стратегии увязаны с основными положениями Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года

Основные задачи Стратегии

-

Для достижения поставленной цели необходимо к 2020 году решить приоритетные задачи:

1. Обеспечение устойчивых темпов экономического роста:

- увеличение доли отраслей, производящих товары в валовом региональном продукте за счет интенсивного развития реального сектора экономики;

- формирование центров роста (зон опережающего развития) и подготовка инфраструктуры для реализации базовых инвестиционных проектов, в том числе в сфере туризма и санаторно-курортного обслуживания и предоставления платных услуг населению;

- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса с выделением в качестве приоритета кластерного подхода.

2. Улучшение уровня и качества жизни населения:

- развитие систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, искусства;

- развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры;

- содействие строительству социального и коммерческого жилья.

3. Обеспечение свободного и надежного доступа республики к внутрироссийской транспортной инфраструктуре и международным путям сообщения:

- строительство железной дороги, связывающей Республику Тыва с российской сетью железных дорог;

- сохранение и развитие автодорожной сети федерального и регионального значения;

- развитие международного воздушного сообщения через территорию республики

Сроки реализации

-

2007-2020 годы, в три этапа:

I этап – 2007-2010 годы:

обеспечение устойчивых темпов социально-экономического развития Республики Тыва;

улучшение инвестиционной привлекательности республики;

накопление инвестиционных ресурсов;

II этап – 2011-2015 годы:

модернизация экономики и социальной сферы Республики Тыва;

формирование межрегиональных кластеров и центров роста (зон опережающего развития) в приоритетных видах экономической деятельности;

III этап – 2016-2020 годы:

эффективная реализация накопленного экономического потенциала республики;

достижение передовых позиций среди регионов Сибири по улучшению уровня и качества жизни населения Республики Тыва

Перечень разделов Стратегии

-

соответствует содержанию Стратегии

Исполнители комплекса

мероприятий

-

учреждения непроизводственной сферы и производственные организации Республики Тыва. Исполнители мероприятий, поставщики оборудования будут определяться на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в действующей редакции) (в части бюджетных средств и госзаказчиков)

Объемы и источники

финансирования

-

федеральный бюджет;

бюджет Республики Тыва;

бюджеты муниципальных образований;

собственные средства хозяйствующих субъектов;

привлекаемые инвестиции

Ожидаемые конечные

результаты Стратегии

-

в 2020 году по сравнению с 2006 годом:

рост валового регионального продукта составит в 7,9 раза;

рост объема промышленного производства составит в 13,2 раза;

производство сельскохозяйственной продукции возрастет в 5,3 раза;

численность занятых в экономике вырастет в 1,6 раза;

численность безработных снизится на 12,4 тыс. человек;

Предусматривается снижение дотационности бюджета до 30%

ВВЕДЕНИЕ

В Республике Тыва в 2007 году была разработана Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Тыва от 4 апреля 2007 г. № 442, в 2008 году для презентации в Министерстве регионального развития Российской Федерации и на заседании Правительства Российской Федерации она была откорректирована и одобрена Постановлением Правительства Республики Тыва от 21 февраля 2008 г. № 91.

Стратегия является неотъемлемой частью сложившейся целостной системы управления социально-экономическими процессами в республике, основанной на взаимодополняющих методах долгосрочного, среднесрочного прогнозирования и программирования.

Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва определяет цели, приоритеты социально-экономической политики и задачи социально-экономического развития республики в долгосрочной перспективе и служит основой для разработки:

- схем территориального планирования Республики Тыва;

- программ экономического и социального развития Республики Тыва на среднесрочный период;

- целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета Республики Тыва;

- основных направлений деятельности Правительства Республики Тыва.

Также определяет приоритетные направления деятельности не только органов государственной власти Республики Тыва, но и органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов по обеспечению целенаправленного следования заданному долгосрочному вектору развития и достижения поставленных стратегических целей.

В настоящее время сложилась ситуация, когда из-за транспортной ограниченности Республики Тыва не в полной мере используются ее преимущества, в том числе как приграничный регион. Существующее положение дел ведет к невыгодному использованию экономического потенциала, не позволяет региону в полной мере задействовать в своем развитии геополитический, экономический и инфраструктурный потенциал. Эти процессы протекают на фоне возрастания нагрузки на федеральный бюджет, связанной с необходимостью поддержания и развития инфраструктуры, экономические и социальные выгоды от использования которой для Российской Федерации становятся все меньше.

В этой связи, главной целью государственной политики в сфере социально-экономического развития Республики Тыва должно стать создание такой структуры экономики, которая позволила бы не только снизить ее дотационность, но и создала условия для улучшения качества жизни населения на уровне регионов – лидеров Сибири.

В данных условиях крайне актуальным является выработка согласованной Стратегии на основе всестороннего исследования факторов, оказывающих ключевое влияние на происходящие в республике экономические и социальные (включая демографические) процессы.

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации от 19 декабря 2007 г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено внести уточнения в принятые стратегии развития субъектов Российской Федерации в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

На основании предложений министерств и ведомств республики разработана новая редакция Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года, в которой учтены основные параметры развития и приоритетные направления Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р.

Стратегия разработана в соответствии с основными положениями законодательства Российской Федерации и Республики Тыва, действующих концепций и программ Российской Федерации и Республики Тыва, требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра регионального развития Российской Федерации № 14 от 23 февраля 2007 г., а также с учетом направлений социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в состав Республики Тыва.

В Стратегии учтен опыт и результаты реализации Программы экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года, утвержденной Законом Республики Тыва от 30 октября 2007 г. № 369 ВХ-II, комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований республики и крупных инвестиционных проектов. Мировой финансовый кризис 2008-2009 годов обострил социальный внутрирегиональные проблемы и потребовал акцентирования экономической политики на реструктуризации и модернизации региональной экономики и ускорения развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса с выделением формирование научно-инновационного кластера и повышения конкурентоспособности местной продукции, а также обеспечение свободного и надежного доступа республики к внутрироссийской транспортной инфраструктуре и международным путям сообщения.

Реализация планов по строительству железной дороги, связывающей Республику Тыва с российской сетью железных дорог и в перспективе с выходом в Монголию, окажет значительное влияние на дальнейшее развитие Республики Тыва.

В Стратегии рассмотрено два основных сценария развития республики:

первый – интенсивный, предусматривающий развитие экономики республики с опорой на рациональное и эффективное использование недр Тувы, введение в строй железной дороги «Кызыл – Курагино», формирование центров роста (зон опережающего развития) и повышение конкурентоспособности местной продукции.

второй – инерционный, опирающийся на имеющуюся транспортную инфраструктуру и в условиях существующего развития социальной сферы и экономики республики.

Строительство железной дороги – крупнейший инвестиционный проект за последние десятилетия на территории республики, имеет как сторонников, так и противников: к основным угрозам эксперты относят возможность резкого ухудшения экологической и социальной обстановки в регионе. С целью количественной оценки эффекта от возможного строительства железной дороги следует оценить как возможности, которые открываются перед экономикой Тувы, так и угрозы от введения в строй железной дороги.

Стратегия включает в себя необходимые сведения о развитии экономики республики, анализ современного состояния экономики республики и ее конкурентных преимуществ, определяет стратегические цели и задачи, содержит характеристику зон опережающего развития. Спроектированы основные направления экономического и социального развития территории, а также соответствующие управленческие решения, которые обеспечивают выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, преимущественную ориентацию планов на решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения.

Сопоставление двух сценариев показывает необходимость и важность обеспечения интенсивного развития экономики республики. Развитие республики по инерционному сценарию не позволит эффективно развивать существующую сеть социальных учреждений и оказывать поддержку перспективным инвестиционным проектам на территории республики.

Реализация Стратегии предусматривает целенаправленную и скоординированную деятельность органов государственной власти Республики Тыва, органов местного самоуправления, предприятий и организаций республики по выполнению ее основных положений и решению поставленных в ней задач.

Глава 1. Социально-экономическое положение и

оценка конкурентоспособности Республики Тыва

В центральной части Азиатского материка между Восточной Сибирью на севере, Монголией на юге и востоке, Иркутской областью на северо-востоке, Бурятией на востоке и Республикой Алтай на западе расположилась Республика Тыва. Она является самым молодым субъектом Российской Федерации – в августе 1944 Хурал обратился к СССР с просьбой о принятии республики в состав Союза ССР, которая была удовлетворена в октябре того же года. Однако взаимоотношения Тувы с Россией начались много раньше – еще с 1914 года Тува была принята под протекторат России. С 1921 по 1944 годы существовало самостоятельное государство – Тувинская Народная Республика.

Республика Тыва расположена на юге Восточной Сибири. На территории в 168,9 тыс.кв.км проживает 309,5 тыс. человек. Средняя плотность населения 1,8 человека на 1 кв.км. Административный центр республики – город Кызыл с населением 108,3 тыс. человек. Другие крупные города – Ак-Довурак, Чадан.

Климат республики резко континентальный. Зима морозная безветренная, лето умеренно теплое в горах и жаркое в котловинах. Экологическая ситуация контрастная, от удовлетворительной в горных районах до неблагополучной в котловинах.

За прошедшие после вхождения в состав России годы Республика Тыва разительно изменилась – к 1990 году численность населения выросла более чем в три раза, объем промышленного производства – почти в 80 раз, среднедушевые доходы населения отставали на 25 процентов от среднероссийского уровня, валовой региональный продукт в расчете на душу населения составил около 33 процентов от среднероссийского (в 1995 г.).

В период реформ 1990-2000 гг. развитие республики замедлилось, в ряде отраслей наблюдалась стагнация. Положительная динамика развития республики восстановилась в начале этого столетия – по ряду показателей развитие экономики даже опережало среднероссийский уровень. Рост промышленного производства за 2000-2005 гг. составил 135,6 процента, в то время как в среднем по России этот рост составил 128,4 процента. Резко снизилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума – за пять лет с 78 до 44 процентов, размер заработной платы вырос до 82,5 процента от среднероссийского значения.

Однако, несмотря на продемонстрированный интенсивный рост экономики республики не обеспечил достижения утерянного уровня развития – индекс промышленного производства к уровню 1990 г. в 2005 г. составил 54 процента, среднедушевые доходы составляют 52 процента от среднероссийского уровня. Основным сдерживающим фактором развития отраслей, производящих товары, стали не только отсутствие инвестиций и рынков сбыта продукции, но также ограниченная транспортная инфраструктура: отсутствие железной дороги, вследствие чего до настоящего времени сохраняется низкий уровень освоения богатых природных ресурсов и развития промышленного производства.

Период 2005-2010 гг. характерен тенденцией улучшения экономического и социального положения республики, при этом мировой финансовой кризис 2008 года замедлил процесс активного вливания инвестиций в экономику республики крупных инвесторов. Общий объем инвестиций в 2010 году составил 6,4 млрд. рублей.

С соседними регионами республику связывают шоссейная магистраль М-54 «Енисей», проходящая в восточной части республики с юга на север: от государственной границы Российской Федерации с Республикой Монголия (с. Цаган-Толгой) и дорога А-161, проходящая в западной части республики с юга на север от г. Ак-Довурака до г. Абаза (Республика Хакасия). На территории республики отсутствует железнодорожное сообщение, слабо развито авиационное сообщение. Республика Тыва имеет мощную водную систему протяженностью свыше 7 тыс.км. Для судоходства используются только реки Большой Енисей, Малый Енисей и Верхний Енисей.

1.1. Оценка потенциала социально-экономического развития Республики

Тыва

1.1.1. Динамика развития республики в 1990-2000 годах

Республика Тыва является самым молодым субъектов Российской Федерации. Из аграрного региона за менее чем полувековой период она к началу 90-х годов прошлого века стала агропромышленным регионом. Производство сельскохозяйственной продукции вышло на уровень 75 процентов от среднероссийского. Среднедушевые доходы населения уверенно росли и в 1990 году составляли 75 процентов от среднероссийского уровня.

Начиная с 1990 года с началом периода реформ в России социально-экономическое положение республики стало ухудшаться: объем производимой промышленной продукции ежегодно падал на 10-20 процентов в год, сельскохозяйственной – на 5-10 процентов, ввод в действие основных фондов в ряде отраслей практически приостановился, в других сильно замедлился; численность занятых в экономике ежегодно снижалась. Падали доходы населения, в 1995 году только 60 процентов от среднероссийского уровня, а к 1998 году снизились до 54 процентов от среднероссийских.

Значительную часть своих потребностей Республика Тыва удовлетворяла за счет ввоза из других регионов страны и из-за границы. Так, около 80 процентов розничного товарооборота республики обеспечивалось ввозимой продукцией, почти 85 процентов электроэнергии Тыва получала из объединенной энергосистемы Сибири. Республика имела пассивный экономический баланс ввоза и вывоза товаров народного потребления, вывозила продуктов и товаров по стоимости в несколько раз меньше, чем ввозила, что предопределяло ее высокую зависимость от других регионов. В то время бюджет республики лишь на 25 процентов состоял из собственных доходов и на 75 процентов зависел от поступлений из федерального бюджета.

Кризисное положение в республике обусловливалось узкоспециализированным характером производства, преобладанием сельскохозяйственных, добывающих производств и предприятий по первичной переработке сырья. Начала сказываться неподготовленность региональной экономики к вступлению в рыночную экономику, складывающиеся из года в год экономические связи рушились, новые, в силу специфики республиканской экономики, не удавалось наладить.

Вплоть до 1995 года темпы падения промышленного производства были близки к среднероссийским – в 1995 году падение промышленного производства было даже меньшим, чем в среднем по России: индекс промышленного производства к уровню 1990 г. в республике составил 50,8 процента, а в Российской Федерации – 49,7 процента. Однако, если в последующие годы падение промышленного производства в России замедлилось, то в республике не удалось предотвратить дальнейшего спада и к 1998 г. индекс физического объема промышленного производства к уровню 1990 г. составил 32,6 процента (Россия – 45,9%). Одним из факторов, усугубивших такое положение, стали высокие транспортные тарифы - практически отрезавшие экономику и население республики от других регионов страны.

Динамика основных показателей республики за период 1990-1999 гг. приведена в табл. 1.1.

Таблица 1.1

ДИНАМИКА

основных показателей Республики Тыва (в % к 1990 г.)

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Продукция промышленности

100

88,0

71,3

69,1

56,0

50,7

39,1

33,8

32,5

36,0

в том числе:

электроэнергетика

100

128,2

143,8

175,1

154,3

141,3

108,7

132,2

113,7

111,4

цветная металлургия

100

95,4

230

360

350

400

450

370

350

370

топливная

100

87,2

80,7

64,6

60,4

55,0

42,5

43,5

38,3

43

машиностроение и металлообработка

100

80,7

74,2

72,6

52,1

32,0

22,3

15,6

12,4

9,5

лесная и деревообрабатывающая

100

92,0

72,8

41,6

27,9

20,9

15,8

9,5

7,6

5,9

строительные материалы

100

91,4

58,6

33,8

15,6

12,1

7,7

7,1

6,1

5,4

легкая

100

91,0

64,9

61,6

45,6

23,5

12,6

12,3

9,3

8,6

пищевая

100

81,4

51,8

44,5

34,8

30,7

20,7

13,3

14,3

15,2

мукомольно-крупяная и комбикормовая

100

96,8

83,4

71,2

68,1

76,6

52,7

20,6

Стратегия развития Республики Тыва до 2020 года (965.1 КБ)