Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти    

О прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг.



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2013 г. № 634

г.Кызыл

О Прогнозе социально-экономического

развития Республики Тыва на 2014 год и

на плановый период 2015 и 2016 годов

Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемый Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

2. Представить Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва одновременно с проектом закона Республики Тыва «О республиканском бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Тыва от 1 ноября 2012 г. № 602 «О Прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2013 год и на период до 2015 года» с 1 января 2014 г.

Глава – Председатель Правительства

Республики Тыва Ш.Кара-оол


Одобрен

постановлением Правительства

Республики Тыва

от 31 октября 2013 г. № 634

П Р О Г Н О З

социально-экономического развития Республики Тыва

на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

Основные приоритеты и направления

социально-экономического развития

Республики Тыва в 2014-2016 гг.

Приоритетами в экономической и социальной политике на прогнозный период являются:

улучшение качества жизни населения, социальное развитие региона;

обеспечение устойчивых темпов экономического роста за счет использования природно-ресурсного потенциала республики, повышения эффективности деятельности действующих предприятий;

привлечение инвестиций.

Деятельность Правительства Республики Тыва будет направлена на решение следующих основных задач:

увеличение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации;

формирование центров роста (зон территориального развития) и подготовка инфраструктуры для реализации базовых инвестиционных проектов;

создание новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики;

развитие малого и среднего бизнеса, в том числе через Гарантийный фонд Республики Тыва, развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса с выделением в качестве приоритета кластерного подхода;

продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья экономического класса и малоэтажного жилищного строительства;

модернизация коммунального хозяйства;

содержание и развитие транспортной инфраструктуры, повышение безопасности транспорта, расширение дорожной инфраструктуры, в том числе через механизмы дорожного фонда;

модернизация агропромышленного комплекса (продовольственного комплекса);

поддержка деятельности системообразующих предприятий, а также реализация инвестиционных проектов с использованием государственных гарантий и субсидирования процентных ставок по кредитам;

дальнейшее освоение минерально-сырьевой базы и лесопромышленного потенциала;

реализация мероприятий, посвященных 100-летию единения России и Тувы и 100-летию основания г. Кызыла;

развитие и модернизация систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, искусства.

Основные параметры прогноза социально-

экономического развития Республики Тыва на 2014 год

и на плановый период 2015 и 2016 годов

Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на 2014 год и на период до 2016 года сформированы в двух вариантах (приложение № 2 к настоящему Прогнозу).

Первый вариант – базовый, ориентирован на сбалансированное развитие экономики и социальной сферы Республики Тыва. В этом варианте предполагается увеличение расходов социальной направленности при увеличении доходов за счет развития налогооблагаемой базы. Вариант предлагается в качестве основного для формирования республиканского бюджета.

По второму варианту прогноза - целевому, предполагается ускорение реализации крупных инвестиционных проектов и укрепление экономики Республики Тыва. Основным фактором по второму варианту должно стать существенное наращивание инвестиционного портфеля, в том числе улучшение производственной и транспортной инфраструктуры, рост производительности труда.

Исполнение обязательств Правительства Республики Тыва по указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №№ 596-606, положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, Послания и поручений Главы – Председателя Правительства Республики Тыва Ш.В. Кара-оола, учитывается в обоих вариантах. Для сбалансированности социально-экономического развития Республики Тыва в прогнозе учтены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года и положения государственных программ федерального и регионального значения.

В приложении № 1 приведена сравнительная динамика макропоказателей республики со среднероссийскими.

Валовой региональный продукт. В 2013 году валовой региональный продукт оценивается в объеме 40,2 млрд. рублей. Доля добавленной стоимости в бюджетно-ориентированных секторах (государственное управление, образование, здравоохранение) с учетом реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №№ 596-606 за счет опережающего темпа роста заработных плат в этих секторах возрастет с 45,2 процента до 46,5 процента. Доля сельского хозяйства, транспорта и связи не изменится. Доля промышленного производства снизится до 12 процентов в связи с завершением реализации крупных инвестиционных проектов.

Рост доли промышленного производства предполагается с 2014 года за счет производства новых продуктов (например, ООО «Лунсин» - полиметаллические руды), освоения новых рынков сбыта и проведения активной маркетинговой политики. В агропромышленном комплексе планируется создание производств по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции, формирование лесопромышленного комплекса, развитие операций с недвижимым имуществом, строительство, расширение оптовой и розничной торговли. С активизацией деятельности в 2014 году ООО «УК «Межегейуголь» и ООО «УлугхемУголь» доля промышленного производства возрастет к 2016 году до 13,7 процента.

К 2016 году объем валового регионального продукта в действующих ценах к уровню 2012 года возрастет в 1,4 раза и составит 51,2 млрд. рублей.

В 2014-2016 гг. структурные сдвиги будут определяться восстановлением пропорций в связи с прекращением деятельности некоторых компаний (ЗАО «Енисейская промышленная компания», ООО «Тываасбест», ООО «Тувинская горнорудная компания»), повлекших снижение промышленного производства, строительства и снижением доли грузоперевозки, а также сдвигом экономики в пользу производств, обслуживающих инвестиционный спрос – обрабатывающие производства, строительство, торговля, социальные услуги.

С реализацией государственных программ развития сельского хозяйства, охраны и использования объектов животного мира, доля сектора «Сельское хозяйство» возрастет до 6,6 процента к 2016 году, доля сектора «Рыболовство» в общей структуре ВРП останется без изменения.

В формировании валового регионального продукта доминирующую роль играют отрасли, финансируемые из госбюджета. Отрасли экономики республики, имеющие наибольшую численность работающих (образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, государственное управление) и финансируемые за счет государственного бюджета, продолжат оказывать влияние на добавленную стоимость валового регионального продукта.

Промышленность. Объем промышленного производства в 2014 году составит 8865-9502 млн. рублей с ростом к оценке 2013 года на 11,8-19,9 процентов в действующих ценах. Индекс промышленного производства в 2014 году составит 105,7-110,8 процентов. Объем промышленного производства (в сопоставимых ценах) к 2016 году увеличится в 1,4-1,6 раза.

Рост промышленного производства будет происходить за счет увеличения добычи полезных ископаемых. К 2016 году объем добычи угля увеличится до 1,0-1,3 млн. тонн. Объем добычи золота к 2016 году возрастет до 1,9-2,2 тонн за счет объемов производства ООО «Тардан-Голд» и начала деятельности ООО «Кара-Бельдир». В 2014-2015 годах артелью старателей «Ойна» будет продолжена работа по проведению геолого-разведочных работ на Октябрьском месторождении рудного золота и постановке запасов полезных ископаемых на государственный баланс. Продолжатся геолого-разведочные работы на Кара-Бельдирском месторождении рудного золота.

ООО «Лунсин» в 2014 году запустит в эксплуатацию горно-обогатительный комбинат на Кызыл-Таштыгском месторождении полиметаллических руд.

Объем потребления электрической энергии к 2016 году достигнет 772-840 млн. кВтч. с ростом к оценке 2013 года на 6,8-16,2 процентов за счет ввода жилого фонда и иных строительных объектов, а также ввода в эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых.

В энергетике в среднесрочной перспективе продолжится работа по повышению энергетической безопасности республики. В 2014 году за счет средств ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС» будет проведена реконструкция узловых опорных подстанций.

В планах региональной сетевой компании ОАО «Тываэнерго» проведение реконструкции узловых подстанций, от которых осуществляется электроснабжение столицы республики – ПС 110 кВ ПС «Городская», «Южная», «Западная». В перспективе, для обеспечения развития правобережного района столицы, необходимо строительство ПС «Северная».

Продолжится дальнейшая проработка механизма реализации проекта и уточнение участников проекта строительства ТЭС-2 в г. Кызыле.

Продолжится реализация мероприятий по энергосбережению. В рамках государственной программы «Развитие энергетики Республики Тыва на 2014-2016 гг.» будут проводиться проектные работы по строительству модульных котельных в
гг. Ак-Довураке и Шагонаре, с.Чаа-Холь. В рамках государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Тыва до 2020 года» в прогнозном периоде будут проводиться работы по оснащению объектов государственных учреждений (муниципальных учреждений) приборами учета воды, электрической и тепловой энергии, проведению энергетических обследований и составление энергетических паспортов зданий бюджетных учреждений.

Ведущую роль в развитии обрабатывающих производств сохранит производство пищевых продуктов, доля которого в 2014 году составит 53,9-54,3 процента в общем объеме.

Сельское хозяйство. Валовая продукция сельского хозяйства по всем категориям собственности в 2014 году составит 5300 млн. рублей, что выше уровня предыдущего года на 250 млн. рублей или в сопоставимых ценах на 1,5 процента, в том числе продукция растениеводства и животноводства увеличится соответственно на 1,2 и 0,7 процента.

В 2016 году рост валовой продукции к уровню 2012 года прогнозируется на 8,5-10,1 процента в сопоставимых ценах и составит 6000-6100 млн. рублей. Рост будет обеспечен за счет реализации государственной программы развития сельского хозяйства, в рамках которой предусматривается рост производства животновод-ческой продукции на основе увеличения удельного веса племенного скота, повышения продуктивности животных, улучшения общих условий функциони-рования сельского хозяйства.

В прогнозном периоде приоритетами будут являться развитие мясного и молочного скотоводства, производство зерна, переработка сельскохозяйственной продукции. Для выполнения поставленных задач будет обеспечиваться развитие молочного животноводства на основе высокопродуктивных пород скота.

В разрезе категорий хозяйств в производстве продукции основную долю занимают личные подсобные хозяйства, они составляют 83,5 процента от общего объема производства, сельхозпредприятия и подсобные хозяйства – 10 процентов и оставшиеся 6,5 процента – крестьянские (фермерские) хозяйства. Рост валовой продукции в сельскохозяйственных организациях в 2016 году в сравнении с 2012 года прогнозируется в размере 133-137,4 процента к уровню 2012 г. за счет строительства и реконструкции животноводческих помещений и заполнения их высокопродуктивным племенным скотом в крупных организациях и хозяйствах, имеющих хорошую кормовую базу. В агропромышленном комплексе особое внимание будет уделяться реализации мероприятий государственной программы, направленных на создание эффективного индустриального сельскохозяйственного производства и его динамичное развитие, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.

В рамках государственной программы развития сельского хозяйства по подпрограмме развитие мясного скотоводства в Республике Тыва предусматриваются мероприятия по субсидированию части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов для мясного скотоводства, направленных на обеспечение модернизации подотрасли мясного скотоводства, развития глубокой переработки говядины.

Особое значение для развития животноводства будет иметь Программа развития мясного скотоводства в Республике Тыва. Предусматривается строительство современных модульных цехов по первичной переработке мяса, приобретение комплекта оборудования для производства мясных полуфабрикатов в Сут-Хольском на базе откормочной площадки СПК «Амык», в Барун-Хемчиском, Бай-Тайгинском, Дзун-Хемчикском, Улуг-Хемском, Кызылском, Тес-Хемском, кожуунах.

Рост валовой продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2016 году прогнозируется в размере 32-36 процентов к уровню 2012 года. Ожидается увеличение численности фермеров, за счет реализации подпрограммы, направленной на поддержку начинающих фермеров.

В физическом объеме по оценочным данным рост будет достигнут по всем видам основных видов сельскохозяйственной продукции и в 2016 г. увеличится к уровню 2012 года: скот и птица на убой (в живой массе) – на 16-34 процента, молоко – на 10,5-12,7 процента, яйцо – в 4-5 раза, зерно (в весе после доработки) – на 57-67 процентов, картофель – на 9,8-12 процентов, овощи – на 54,4-59,7 процентов.

Развитие молочного животноводства предусматривает реконструкцию молочно-товарных ферм в крупных хозяйствах на 800 скотомест и строительство новых молочно-товарных ферм с доильными залами современной технологией доения, в сельскохозяйственных кооперативах и крестьянско-фермерских хозяйствах на 400 скотомест, что будет способствовать увеличению молока в целом по республике.

Производство продукции растениеводства в 2016 году, по оценке, может вырасти на 52 процента по отношению к 2012 году. Снижение уровня чувствительности растениеводства от природно-климатических условий призвана обеспечить реализация мероприятий новой подпрограммой «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Тыва», которая стартует в 2014 году: ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет восстановления и повышения эффективности использования мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, защита земель от водной и ветровой эрозии, увеличения продуктивности существующих и вовлечения в оборот новых сельскохозяйственных угодий и других мероприятий.

К 2016 году объем пищевой промышленности составит 942,6-1009,2 млн. рублей с ростом к уровню 2012 года на 51-62 процента в действующих ценах.

В рамках реализации губернаторского проекта «Одно село – один продукт» предусмотрено открытие цехов по переработке молока в Дзун-Хемчикском
(в 2013 г.), Чаа-Хольском (в 2014 г.), в Тандинском, Пий-Хемском и Баруун-Хемчикском кожуунах (2015-2016 гг.).

Транспорт. В 2014 году пассажирооборот составит 777,0-784,7 млн. пасс-км и к 2016 году достигнет 804,4-824,4 млн. пасс-км. Рост пассажирооборота в среднесрочной перспективе будет обеспечиваться за счет субъектов малого предпринимательства, крупных и средних предприятий.

В 2014 году грузооборот составит 319,0-323,4 млн. т-км, к 2016 году достигнет 333,5-347,4 млн. т-км. На рост объема грузооборота повлияют увеличение объемов перевозки угля, строительных материалов, начало добычных работ ООО «Лунсин».

В целях развития малой авиации республики будут проводиться работы по восстановлению посадочных площадок в муниципальных образованиях, летной годности воздушных судов, а также «Реконструкция аэропортового комплекса
(г. Кызыл)» в рамках подпрограммы «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)».

Продолжится строительство и ремонт дорог в рамках Дорожного фонда по государственной программе «Развитие транспортной системы Республики Тыва на 2014-2016 гг.», завершится капремонт участков автодорог «Кызыл – Сарыг-Сеп» и «Суг-Аксы – Алдан-Маадыр», строительство дороги к оз. Дус-Холь и к мараловодческому хозяйству «Туранское». Предполагается участие в строительстве объездной автодороги вокруг пгт. Каа-Хем, г. Кызыла на условиях государственно-частного партнерства.

Стратегическая работа по переводу направления автодороги М-54 будет сопряжена с созданием соответствующей нормативной базы, условий работы дорожных предприятий, планированием придорожного сервиса, защитой необходимых ресурсных средств (финансовых, трудовых).

Связь. Объем услуг связи в 2014 году возрастет за счет развития мобильной связи и интернета до 765,5-791,0 млн. рублей, к 2016 году – до 818-845 млн. рублей.

В прогнозном периоде планируется создание IT-парков, что позволит дать возможность молодежи реализовывать свои проекты в этой сфере. Главный оператор связи республики ОАО «Тывасвязьинформ» продолжит модернизацию внутризоновых волоконно-оптических линий связи. Организация внутризоновой волоконно-оптической линии связи создает условия для предоставления жителям республики государственных услуг в электронном виде.

Для увеличения объемов государственных электронных информационных ресурсов и развитию информационного общества республики будет способствовать реализация государственной программы «Развитие информационного общества и средств массовой информации в Республике Тыва на 2014-2017 гг.».

Инвестиции и строительство. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2013 году по предварительным данным составит 11060 млн. рублей, что на 1,2 процента выше уровня предыдущего года. Наибольший удельный вес в объеме инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых – 30,5 процента; производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 16,1 процента.

В 2014-2016 гг. объем инвестиций по республике будет ежегодно расти на
3-4,5 процента в сопоставимых ценах и достигнет 14800-23000 млн. рублей к 2016 году. В целях реализации программно-целевого принципа, формируется 29 государственных программ Республики Тыва. На территории республики продолжится строительство автодорог федерального и регионального значения; многоквартирных жилых домов, здания Тувинского института гуманитарных исследований, кадетского корпуса.

Начнется реконструкция аэропортового комплекса в г. Кызыле; котельной в
с. Чаа-Холь; общеобразовательных школ и детских садов, строительство спортивно-культурного центра в пгт. Каа-Хем, физкультурно-оздоровительного комплекса в
г. Чадане.

С 2014 года ожидается активизация деятельности крупных инвесторов, реализующих проекты на территории Республики Тыва:

- «Строительство железной дороги «Элегест – Кызыл – Курагино в увязке с освоением Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна» (инвестор ООО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация»);

- «Освоение Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд в Республике Тыва» (инвестор «Хэйлунцзянская горнорудная компания»), приступит к выпуску медного, свинцового, цинкового концентрата;

- «Освоение Ак-Сугского медно-порфирового месторождения» (инвестор ООО «Голевская горнорудная компания») проводится работа по подготовке технико-экономического обоснования добычи полезных ископаемых. После окончания геологоразведочных работ, согласования вопросов инфраструктурного обеспечения проекта и разработки технико-экономического обоснования начнется строительство горно-обогатительного комбината;

- «Строительство угледобывающего комплекса на Межегейском месторождении Улуг-Хемского угольного бассейна» (инвестор ООО «Евраз-Холдинг»), начнется освоение месторождения каменного угля, проектирование и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Тыва 93К-01 «Абакан – Ак-Довурак» (на участке Абаза – Ак-Довурак) и 93К-02 «Кызыл – Ак-Довурак» согласно концессионному соглашению.

С 2015 года за счет привлечения зарубежных инвесторов планируется реализация инвестиционных проектов по строительству цементного и кирпичного завода, лесоперерабатывающих предприятий полного технологического цикла. В целях повышения надежности работы предприятий жизнеобеспечения планируется к осуществлению проект «Строительство ТЭС-2 в г. Кызыле».

Объем выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности «Строительство» в 2014 году оценивается 3400-3500 млн. рублей с ростом на
7-10,1 процента к аналогичному уровню предыдущего года.

Предусматривается ввод в эксплуатацию детского сада «Теремок» с. Элегест,
2 детских садов по 280 мест в г. Кызыле, детского сада на 140 мест в с. Сарыг-Сеп, дома на 50 квартир для сотрудников МВД по Республике Тыва, четырех 130-квартирных жилых домов г. Кызыле для переселения из аварийного жилья, 2 жилых домов по ул. Суворова для детей-сирот.

Запланированы к реализации губернаторские проекты: создание мараловодческого хозяйства «Туранское» в Пий-Хемском кожууне, ГООХ «Малое Хопто» в Каа-Хемском кожууне, создание регионального телевидения «Тува24», 10 универсальных многофункциональных спортивных площадок по месту жительства «Спорт – во дворы» (в 6 кожуунах и 2 городах), проектирование президентского кадетского училища и загородного лагеря круглогодичного пребывания детей на оз. Чагытай.

В 2014 г. начнется строительство школы в с. Кызыл-Мажалык, проектирование модульных котельных в гг. Шагонаре и Ак-Довураке, котельной на газовом топливе в мкрн. Спутник г. Кызыла, котельной с. Чаа-Холь и домов культуры в
сс. Чаа-Холь и Хондергей, строительство ФАПов в с. Авыйган Каа-Хемского, с. Тоолайлыг Монгун-Тайгинского, МФЦ в г. Шагонаре, водозащитных сооружений в
г. Кызыле и с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна. Продолжится строительство дворца молодежи со стеларием в г. Кызыле, жилого дома по ул. Красных партизан в
г. Кызыле.

За 2014-2016 гг. планируется ввести 235-250 тыс. кв. метров жилья, что превышает показатель 2012 года в 1,6-1,7 раза. Обеспеченность жильем 1 жителя в 2016 году составит около 14 кв. м против 13,15 кв. м в 2012 году.

По второму варианту ускорению темпов жилищного строительства будет способствовать производство и применение материалов для строительства быстровозводимых домов: освоение производства теплоэффективных блоков, создание производства сборного железобетона, пустотных плит.

На территории республики реализуется государственная программа по переселению граждан из аварийного многоквартирного жилищного фонда, результатом реализации которой должна быть ликвидация к 2016 году жилья, признанных аварийными до 1 января 2010 г.

Жилищное строительство будет вестись за счет индивидуального строительства и по различным государственным обязательствам (переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, обеспечение жильем детей сирот и отдельных категорий граждан, специалистов, врачей, учителей).

Жилищно-коммунальное хозяйство. В целях создания комфортной среды проживания населения и повышения надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса планируется модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Тыва. В прогнозный период будет проведена модернизация котельного оборудования и инженерных сетей предприятий жилищно-коммунального комплекса, снизится количество аварий и инцидентов на 1 км сетей на 50 процентов. До 2016 года будет построено 32 водоколонки в муниципальных образованиях республики, в 2014 году 8 скважин на чабанских стоянках и 2 в с. Шанчы Чаа-Хольского кожууна, с. Чыргакы Дзун-Хемчикского кожууна. В результате доля населения, потребляющего питьевую воду надлежащего качества к 2016 году составит 89 процентов.

Потребительский рынок. Оборот розничной торговли в 2014 году составит 18150-18200 млн. рублей, что в товарной массе на 3,1-3,5 процента больше, чем за 2013 год. К 2016 году розничный товарооборот оценивается в объеме 21450-21580 млн. рублей с ростом к 2012 году в 1,2 раза в сопоставимых ценах. Увеличение товарооборота и развитие всего потребительского рынка и рынка платных услуг прогнозируется на основе не только принимаемых на региональном уровне мер, но и в соответствии с определенными на федеральном уровне решениями по внедрению дополнительных мер поддержки малого и среднего бизнеса. Так, введение упрощенной системы для самозанятых граждан в виде патента для незарегистрированных в качестве субъектов предпринимательства граждан с целью легализации предпринимательской деятельности, а также передача в местные бюджеты доходов от налога упрощенной системы налогообложения с целью стимулирования муниципалитетов к развитию предпринимательской активности – несомненно, действенные меры, которые в перспективе приведут к росту числа субъектов предпринимательства, уменьшению неформальной занятости. Согласно оценочным данным органов статистки наибольшее число субъектов «теневого» сектора осуществляют свою деятельность именно на потребительском рынке.

Немаловажным в данном аспекте являются решения федерального центра о фондировании средств Фонда национального благосостояния через финансовые институты для увеличения и расширения кредитных операций среднему бизнесу, о создании федерального гарантийного фонда для поддержки региональных фондов, а также квотировании государственного заказа для сектора малого и среднего бизнеса.

На территории г. Кызыла ведется строительство новых торговых центров, по республике – специализированных сельскохозяйственных рынков в Овюрском, Барун-Хемчикском кожуунах.

С ростом доходов населения прогнозируется увеличение удельного веса непродовольственных товаров от общего оборота розничной торговли и достигнет 56 процентов против 52,8 процента в 2012 году.

Объем платных услуг населению в 2014 году оценивается в сумме 5370-5380 млн. рублей с ростом в сопоставимых ценах на 4,3-4,5 процента, к 2016 году составит 6360-6460 млн. рублей, в сопоставимой оценке рост составит 16,7-18,7 процента к уровню 2012 года. В структуре платных услуг сохранится преобладающая доля коммунальных, транспортных услуг, услуг связи, образовательных и бытовых услуг.

Объем платных услуг в сфере здравоохранения будет увеличиваться за счет строительства и введения в эксплуатацию центра восстановительного лечения, наркодиспансера в г. Кызыле и частных медицинских кабинетов. В сфере физической культуры и спорта ведется строительство спортивного комплекса в с. Бай-Хаак Тандинского кожууна, спортивного зала в с. Кунгуртуг Тере-Хольского кожууна, и плавательного бассейна в г. Ак-Довураке. Наращивание объемов жилищного строительства будет способствовать увеличению жилищных услуг, а также созданию условий для занятий физкультурой и спортом по месту жительства населения.

В туристическом комплексе ожидается рост совокупных туристских, гостиничных, санаторно-оздоровительных услуг возрастет за счет активизации деятельности действующих и строительства новых туристических объектов на территории республики.

В рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» по проекту «Развитие туристского кластера в Республике Тыва» планируется строительство гостиничного торгово-развлекательного комплекса в г. Кызыле и проектирование многофункционального туристского комплекса «Бай-Булак» в Кызылском кожууне с предоставлением гостиничных услуг на 70 мест в объектах размещения, общепита на 80 мест.

Цены и тарифы. В 2014-2016 гг. инфляция прогнозируется на уровне 106-104 процентов. Умеренный рост потребительских цен будет обусловлен наращиванием производства собственных продовольственных и непродовольственных товаров, составляющих конкуренцию импортной продукции.

Базовый сценарий прогноза основывается на переносе в 2014 году индексации тарифов для всех категорий потребителей кроме населения на газ (оптовые цены), услуг сетевых организаций в электроэнергетике. В 2015-2016 гг. предусмотрена индексация этих тарифов на уровень прошлогоднего роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года).

Ограничение роста тарифов на услуги и товары инфраструктурных компаний, как в монопольном, так и конкурентном сегментах рынков является важным условием стимулирования экономики диверсификации экономики. Перенос повышения тарифов для потребителей кроме населения с 2014 на 2015 год и ограничение их повышения в дальнейшем уровнем прошлогодней инфляции будет сдерживать рост издержек и перераспределит доходы от инфраструктурных секторов экономики в пользу энергоемких промышленных отраслей. В условиях слабого роста внутреннего спроса и стагнации мировых рынков это поддержит компании обрабатывающих отраслей и повысит их конкурентоспособность.

Ограничение роста тарифов на услуги и товары инфраструктурного сектора позволит понизить размер повышения тарифов на услуги организаций ЖКХ в 2014 году (за годовой период) до 5-5,5 процента против 10-11 процентов, прогнозируемых в рамках сценарных условий, в 2015 году до 6-6,5 процента против 9-10 процентов и в 2016 году до 5-5,5 процента. Это при прочих равных условиях приведет к снижению потребительской инфляции и поддержит рост реальных доходов населения. Ослабление инфляции может также способствовать смягчению денежной политики и удешевлению кредита, что является важным фактором поддержания экономической активности.

Вместе с тем перенос сроков установления тарифов потребует корректировки долгосрочных программ развития и инвестиционных программ регулируемых организаций.

Развитие социальной сферы. Демография.

Республика Тыва относится к числу немногих регионов России, в которых сохраняется естественный прирост населения в связи с высокой рождаемостью. К
2016 году коэффициент естественного прироста населения составит 14,4 на 1000 населения.

Вместе с тем, общий коэффициент рождаемости будет несколько ниже текущего уровня и к 2016 году составит 25,3-26,7 на 1000 населения (показатель в 2013 г. составил 27).

В течение последних лет отмечается тенденция в сторону уменьшения смертности населения. Реализация мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения, приоритетного национального проекта «Здоровье», региональных целевых программ в сфере здравоохранения, направленных на улучшение демографической ситуации, позволит в дальнейшем снизить общий коэффициент смертности до 10,8-10,9 на 1000 населения в 2016 году (показатель в 2013 г. составил 11,0).

За последние пять лет численность населения Республики Тыва увеличилась на 5,5 тыс. человек и на 1 января 2013 г. составила 310,5 тыс. человек, из которых 167,4 тыс. человек (53,9 процента) – горожане и 143,1 тыс. человек (46,1 процента) – сельские жители. Наблюдается тенденция к увеличению городского населения и уменьшению сельского за счет внутриреспубликанской миграции населения в городские округа. Планируемая численность населения к 2016 году составит 311,9-314,6 тыс. человек, в т.ч. городского – 172,9 тыс. человек, сельского – 139,0 тыс. человек.

Уровень жизни населения. В 2014-2016 гг. прогнозируется дальнейший рост денежных доходов населения, заработной платы работников. В рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» будут продолжены меры по повышению заработной платы категориям работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено данным Указом, в соответствии с принятыми планами работ («дорожными картами»). Продолжится реализация Плана мероприятий по совершенствованию систем оплаты труда работников. В рамках плана мероприятий будет внедрена система независимой оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги, с участием общественных организаций республики, создан прозрачный механизм оплаты труда руководителей всех государственных (муниципальных) учреждений.

Фонд заработной платы в 2014 году оценивается в сумме 22,98 млрд. рублей, с ростом на 7,1 процента к 2013 году, в 2016 году 25,2-26 млрд. рублей с ростом на 30,4-34,4 процента к 2012 году.

В 2014 году среднемесячная заработная плата оценивается на уровне 26600-26712 руб., и к 2016 году достигнет 29196-29780 руб. Росту заработной платы способствовала индексация с 1 апреля 2013 г. размера заработной платы работников бюджетной сферы на 6 процентов. Повышение заработной платы работников увязано с показателями эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников.

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2016 году снизится до 27-27,7 процента от общей численности населения республики, против 28,5-28,6 процента в 2014 году.

Здравоохранение. В 2014-2016 гг. продолжатся меры, направленные на повышение качества оказания медицинских услуг населению, а также работа по капитальному ремонту учреждений здравоохранения, повышению уровня заработной платы работников здравоохранения.

Выполнение мероприятий в рамках модернизации здравоохранения, ввод в эксплуатацию пристройки Перинатального центра способствует повышению эффективности службы родовспоможения и детства, с возможностью выхаживания новорожденных с экстремально низкой массой тела, что повлияет на улучшение показателей младенческой и материнской смертности.

В целях обеспечения системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами продолжится деятельность по привлечению молодых специалистов (врачей) в сельские местности, что окажет влияние на повышение доступности и качества оказания медицинской помощи населению.

Диспансеризации взрослого и детского населения, принимаемые меры по повышению качества оказания медицинской помощи населению будут и в дальнейшем способствовать снижению инвалидизации населения, формированию и активному сохранению, восстановлению и укреплению здоровья населения, особенно детей. Для решения данной задачи обеспечивается ввод в эксплуатацию центра восстановительной медицины и реабилитации для детей в г. Кызыле.

О прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. (411.5 КБ)