Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти    

Декабрь задал Туве высокую планку на 2019 год

Декабрь задал Туве высокую планку на 2019 год
21.12.2018

Проектирование становится национальной идеей Тувы

Реальным прорывом для Тувы стали два последних месяца уходящего года. Помимо того, что правительство России выделило многомиллионную премию республике за темпы экономического развития, оно одобрило выделение довольно серьезных сумм на реализацию нескольких значимых проектов. Не прошли даром визиты Главы Тувы Шолбана Кара-оола к руководителям нескольких федеральных министерств и агентств, которые в будущем году планируют выделить серьезные финансовые средства на реализацию нескольких интересных инициатив. Добывающая промышленность, темпы развития которой вывели республику в число лидеров СФО промышленного производства, готовится поучаствовать в инфраструктурных начинаниях Тувы, а ряд ее транспортных задумок получили не только одобрение на самом высоком уровне, но и вошли отдельной строкой в бюджеты ближайших лет. При этом особые надежды руководство республики возлагает на участие в национальных проектах, которые были инициированы в мае президентом России Владимиром Путиным.

Транспортные проекты пошли на взлет

Министерство экономического развития России 11 декабря одобрило «Стратегию социально-экономического развития Тувы до 2030 года». Главные проекты, разработкой которых республика занималась почти два года, вошли в документы, определяющие развитие страны. «Скрупулёзность помогла защитить в Москве практически все наши дорогостоящие проекты, которые теперь будут реализованы на условиях совместного финансирования, – заявил Шолбан Кара-оол, заметив среди них оказались железная дорога с продолжением в Монголию, реконструкция КПП «Хандагайты» и создание через него транспортного коридора Россия-Монголия-Китай, а также открытие аэропорта Кызыл для международных полётов. – В федеральном правительстве нас услышали и понимают, что без них невозможно кардинальное улучшение качества жизни в Туве».

Особенно стремительно развивались события вокруг аэропорта Кызыла, в этом году была завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы. Приспособленная к приему воздушных судов типа Boeing-737 и Ил-76, она уже позволила аэропорту работать в направлениях Красноярска, Новосибирска и Иркутска. Полеты туда стали субсидироваться из федерального бюджета, а в середине декабря уходящего года удалось возобновить долгожданный прямой авиарейс из Кызыла в Москву. Выступая 23 октября на заседании совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) Шолбан Кара-оол, ставший в начале нынешнего года председателем этой организации, говорил о планах придать аэропорту республиканской столицы статуса международного, через который можно было бы наладить авиасообщение между столицей Монголией Улан-Батором в Новосибирск и Красноярск. Теперь известно, что Правительством России готовится распоряжение об открытии в Кызыле пункта пропуска.

С площадки МАСС началось решение вопроса обустройства автомобильного пункта пропуска в Монголию Хандагайты – Боршоо. Многие годы он оставался двухсторонним, хотя много лет федеральные ведомства ничего не делали для его реализации. Потенциал пограничного перехода в Хандагайты особенно заметно раскрылся в нынешнем году, когда объёмы экспорта выросли в семь раз после того, как через него стал возможен провоз древесины. Заручившись поддержкой межрегиональной ассоциации, Главе Тувы в короткие сроки удалось подучить одобрение проекта не только от Роспотребнадзора и других ведомств, но и от директора ФСБ Александра Бортникова. Усилия не пошли даром, в результате чего проект погранперехода вошел в госпрограмму, согласно которой

в следующем году будет подготовлена проектно-сметная документация, а в 2020 году в его обустройство более 600 млн. рублей.

Еще в ноябре появились ясности в реализации проекта строительства железной дороги Курагино – Кызыл, о чем в рамках «Транспортной недели – 2018» заявил глава компании ОАО РЖД Олег Валентинович Белозеров. Компания признало проект экономически эффективным, после чего он был включён в Стратегию развития России, а в документах федерального правительства впервые было сказано о возможности продолжения его в Монголию и Китай.

По словам Шолбана Кара-оола, передача дороги Кызыл – Эрзин в федеральную собственность может дать серьезную экономию. «Если сейчас мы тратим около 20 млн рублей на ее содержание, то после передачи ее обслуживание, по всем федеральным нормативам, потребует около 300 млн рублей. А высвободившие деньги мы должны направить на приведение в надлежащее состояние дорог Абаза – Ак-Довурак и Мугур-Аксы – Кош-Агач».

Правительство России оценило темпы развития

В конце года усилия республики, чьи темпы экономического развития (1,6%) оказались на уровне общероссийского, получили высокую оценку Правительства России. Тува вошла в перечень 40 регионов, которые получат поощрения финансовым бонусом за высокие показатели наращивания экономического потенциала. Из регионов Сибирского федерального округа, кроме Тувы, гранты правительства присуждены еще двум регионам – Иркутской и Новосибирской областям.

Правительство России также выделило Туве сверх годовых лимитов финансирования 50 млн. рублей за счёт государственной программы «Развитие транспортной системы». Распоряжение об этом подписал премьер-министр Дмитрий Медведев за «реализацию особо важного для социально-экономического развития страны проекта», связанного с сооружением Коммунального моста через реку Енисей в столице республики. Его строителям удалось более чем на месяц опередить график возведения нового мостового перехода, за что федеральное правительство решило поощрить Туву бонусом в размере 50 млн. рублей, что позволит сдать мост в ноябре 2019 года, а не декабре, как планировалось.

Масштабная модернизация электросетевого комплекса поселка городского типа Каа-Хем также планируется реализовать за счет Правительства России, которое решило выделить на эти цели 732 млн. рублей для ОАО «Тываэнерго». Инициативу, связанную с увеличением пропускных способностей линии электропередачи под будущий спортивно-культурный центр, жилые новостройки и новые социальных объектов поселка, поддержал вице-премьер Правительства России Дмитрий Козак. Кроме того, планируется строительство новой подстанции, которая должна разгрузить сети, снабжающие местную птицефабрику.

Кроме того, правительство России продлило для Тувы сроки реализации первого этапа программы. Полностью завершить первый этап программы расселения жилья, признанного аварийным в 2013-2017 годы, планируется в октябре 2019 года. К этому сроку в Туве должны достроить 4 оставшихся многоквартирных дома 665 семей или 1929 человек.

Министерства и ведомства формируют бюджеты

Несколько новых объектов должны появиться в ближайшее время в Туве, став результатом плотного взаимодействия Главы Тувы с федеральным министерствами. Так Министерство внутренних дел России планирует прислать рабочую группу, которой предстоит на месте оценить возможность строительства нового здания миграционно-визовой службы на земельном участке, расположенном на улице Ленина в Кызыле. «Когда сказали, что есть деньги на строительство здания миграционно-визовой службы, представил, какое красивое здание может быть построено в столице республики, – сообщил Шолбан Кара-оол. – Так не хотел повторения ситуации, когда Верховный суд построил здание где-то на отшибе, а центральная часть города будет наполнен старыми, ветхими зданиями».

Немало договоренностей Главе Тувы удалось достичь в конце ноября на встрече с министром культуры РФ Владимиром Мединским, который гарантировал выделение средств на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сельских клубов республики. В ходе беседы министр также высказал пожелание выделить дополнительные финансы на завершение строительства Дворца молодежи, а также на новое здание Тувинской государственной филармонии. «Владимир Ростиславович Мединский подтвердил планы по выделению финансовых средств на строительство двух новых клубов в сельских районах республики, – подчеркнул Шолбан Кара-оол. – В рамках этих договоренности планируется также капитальный ремонт трех клубов и реконструкция еще одного клуба». Кроме того, по федеральной программе кинофикации в Туве планируется открыть первый многозальный кинотеатр. Здание для кинотеатра уже предусмотрено и будет готово к открытию в ближайшее время, в котором может принять участие сам Владимир Мединский.

Планы дальнейшего развития туристической инфраструктуры Тувы Шолбан Кара-оол обсудил во время встречи с руководителем Федерального агентства по туризму РФ Олегом Сафоновым. «Имеем намерение построить асфальтовую дорогу до озера Чагытай, – отметил Шолбан Кара-оол. – Нужно сделать так, чтобы такие проекты были привлекательны для частных инвесторов, готовых вкладываться в санаторно-курортные базы».

Кроме того, Республика Тува готовит прорыв в создании инфраструктуры для подготовки будущих призывников в российскую армию, а также для развития военно-прикладных видов спорта. Во время встречи руководителя республики Шолбана Кара-оола с председателем ДОСААФ России, генерал-полковником Александром Колмаковым были обсуждены вопросы создания нескольких реперных точек, который предполагается создать в Туве к весне будущего года. Первая из них будет находиться в Шагонаре, где планируется создать авиационно-спортивный клуб. Второй станет столица республики Кызыл, где планируется разместить стрелковый полигон, рассчитанный как для профессиональной работы, так и для досуга молодежи. Министерство обороны России уже готово выделить для будущего авиационного клуба грузовые автомобили. Со своей стороны Александр Колмаков обещал выделить не только самолёт для десантирования, но и парашюты для обучения курсантов. «Мечта многих мальчишек служить в ВДВ могла бы стать станет явью, – отметил Шолбан Кара-оол. – Будем готовить аэродром в Шагаан-Арыге, а также условия для создания аэроклуба».

Промышленным компаниям предлагают кооперацию

7 ноября Глава Тувы Шолбан Кара-оол провел встречу с руководителями компаний, занимающихся разработкой крупных месторождений полезных ископаемых на территории республики. За последнее десятилетие в республике появилось несколько

крупных отечественных и зарубежных компаний, среди которых «Северсталь», «Evraz Group», «En+Group», Группа ОНЭКСИМ, а также Хэйлунцзянская горнорудная компания (Китай), корпорация «Central Asia Gold» (Швеция) и другие. Они получили от Роснедр лицензии на разработку месторождений на территории Тувы, многие уже создали в республике добывающие предприятия, а суммарный объем инвестиций в экономику региона от реализации горных проектов составили более 49 млрд. рублей.

Ключевой темой разговора стали вопросы улучшения условий для крупных инвесторов, а также их участия в решении стратегических задач социально-экономического развития Тувы. Тем более, что большинство компаний прошли фазу подготовки и приступили к производственной деятельности. В Тува резко увеличились объёмы добычи угля, а, по прогнозам специалистов, при таких темпах к 2020 году в регионе будет добываться до 2 млн тонн угля в год. За счет освоения новых месторождений республика увеличила добычу золота – за восемь лет его добыто свыше 12 тонн. Кроме того, началась активная разработка месторождения полиметаллических руд и производство цинкового, медного и свинцового концентратов.

Добывающая промышленность, благодаря которой Тува стала четвертой среди регионов Сибири по динамике роста, позволила существенно подтянуть и смежные отрасли. Теперь была достигнута договоренность о партнерских отношениях на более высоком уровне, когда компании, работающие на территории одного района, могли бы поделить между собой расходы на содержание и ремонт дороги, которой они пользуются сегодня сообща. Или совместное строительство линии электропередачи, которая позволила бы подключить удаленный Тоджинский район к Единой энергосистеме страны.

Заметным событие конца года также стал визит представителей Посольства Республики Беларусь, которые прибыли в сопровождении менеджеров крупнейших белорусских производителей тяжелой и специальной техники – БелАЗ и Гомсельмаш. Их продукция пользуется спросом в Туве, в связи с чем планируется подписать специальное соглашение о сотрудничестве. Как отметил Глава Тувы Шолбан Кара-оол, если в регионе будет развернута сеть складов с запчастями для неё, а также центры технического обслуживания с квалифицированными специалистами, то имеющийся парк машин белорусского производства не дают оснований сомневаться в том, что специализированные сервис-центры будут окупаться в республике.

Национальные проекты как радикальный импульс

Самые амбициозные планы Республика Тува возлагает на участие в национальных проектах, реализация которых начнется в будущем году. Правительство республики уже объявило о готовности участвовать в 55 федеральных проектах, входящих в состав 12 нацпроектов. На ближайшие три года Туве удалось доказать необходимость выделения из федерального бюджета средств на сумму 7 млрд. 181,3 млн. рублей. При этом 2 млрд. 817,0 млн. рублей уже должны поступить в 2019 году. «Но это не все, а только подготовительный этап, – отметил Шолбан Кара-оол, призвавший республиканское правительство не останавливаться на достигнутом. – Самая серьезная работа впереди. Мы точно знаем, что значительный объем федеральных средств будет распределяться в 2019 году. Поэтому в первой половине года правительственной команде республики предстоит очень серьезная работа: нужно срочно разработать новые проекты для предстоящих конкурсных отборов, а потом защитить их перед федеральными министерствами.

Только в рамках национального проекта поддержки малого и среднего бизнеса Тува в 2019 году получит из федерального бюджета 398,5 млн. рублей. Такой лимит был утвержден республике по итогам защиты региональных заявок, которая прошла в формате VIII Всероссийская конференция поддержки малого и среднего бизнеса с 10 по 12 декабря в Челябинске. Республика впервые сумела отстоять столь значительную сумму федеральных субсидий на предпринимательство, а лимит финансирования субъектов МСБ вырос в 8 раз. До 2024 года количество субъектов предпринимательства в республике должно увеличиться до 20 тысяч, или почти втрое.

Как отметил Шолбан Кара-оол, более 227 млн. рублей предназначены на строительство индустриального парка в Кызыле, с помощью которого власти республики планируют заложить основы производства стройматериалов из местного сырья. «Он задуман как база для создания производства современных строительных материалов из собственного сырья, – пояснил Шолбан Кара-оол суть ключевого проекта предстоящего года. – Будут свои стройматериалы – значит, сможем строить дешевле и больше, в первую очередь жилья». Остальные средства пойдут на поддержку фермеров и сельхозкооперации, субсидирование объединённой бизнес-инфраструктуры и капитализацию регионального фонда поддержки предпринимательства.


При использовании и перепечатке материалов ссылка на gov.tuva.ru обязательна