Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти    

Глава Тувы наградил Теодора Левина, открывшего миру музыку ансамбля «Хун-Хурту», медалью «За доблестный труд»

Глава Тувы наградил Теодора Левина, открывшего миру музыку ансамбля «Хун-Хурту»,  медалью «За доблестный труд»
17.06.2013

Доктор наук, многолетний исследователь тувинского горлового пения, профессор в колледже Дартмаут (США) Теодор Крейг Левин (Theodore Craig Levin), открывший миру музыку ансамбля «Хун-Хурту», удостоен медали «За доблестный труд». Высокую награду республики члену жюри Шестого Международного симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии» вручил глава Тувы Шолбан Кара-оол. Он отметил огромный вклад американского этномузыковеда в изучение и пропаганду хоомея как одного из важнейших достояний самобытной культуры тувинского народа. Вот, что пишет в предисловии к русскому изданию книги Теодора Левина "Музыка новых номадов. Горловое пение в Туве и за ее пределами" (в английском варианте «Там, где поют реки и горы – Where rivers and mountains sing, Indiana University, 2006) музыкальный критик Нина Карпинская. «В истории музыки найдется немного явлений, имевших столь ошеломляющий и повсеместный успех. Негромкое, хрипловатое пение тувинских горловиков едва не самая резонансная сенсация современной world music. И у этой сенсации есть крестный отец — Тед Левин, американский музыковед и продюсер, стоящий у истоков взрывоподобной славы тувинского горлового пения на Западе. Во многом именно благодаря ему маленькая республика, затерявшаяся в самом центре огромного азиатского континента, стала известна сегодня любителям музыкальной экзотики далеко за пределами России.

Тед Левин, основатель Гармонического хора, совершил в 1987 году поездку по Туве с целью записать на пленку пение хоомей. Феномен хоомея Левин рассматривает с чисто научной точки зрения, но с большим интересом. Вот что пишет он в примечаниях к созданному им музыкальному альбому «Тува — голоса из сердца Азии» (Ted Levin. Tuva — voices from the Center of Asia):

«Эти стили, вероятнее всего, представляют собой остаточные элементы протомузыкальной звуковой системы, в которой человек путем подражания стремился наладить контакт с наиболее значимыми для него силами и существами. В случае тувинцев речь идет о домашних животных, окружающем ландшафте — горах и пастбищах, стихиях — ветре, воде, свете.

В традиционной звуковой системе Тувы наших дней горловое пение по-прежнему тесно связано с природой... Очевидно, горловое пение издревле служило средством выражения восторга, экзальтации, порожденной красотами окружающего мира. Шагая в одиночестве через луга, пастухи затягивали свои напевы не в расчете на слушателей, а лишь для самих себя, для гор и бескрайней степи».

tuvaonline.ru, classica21.ru

Народный хоомейжи Монгун-оол Ондар стал первым в историиМонгун-оол Ондар.png двухкратным обладателем Гран-При Международного фестиваля хоомея

Гран-При VI Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии», завершившего вчера свою работу в Кызыле, завоевал Народный хоомейжи Тувы Монгун-оол Ондар. Это его вторая высшая награда международного форума горлового пения. Первый Гран-При он взял 20 лет назад на Первом симпозиуме. Ему тогда было только 16 лет. В числе лауреатов сольного исполнительства Группа Алаш.pngхоомея – Аян-оол Сам (1-е место), Игорь Кошкендей (2-е), Бады-Доржу Ондар (3-е). Игорь Кошкендей и Бады-Доржу Ондар, артисты ансамбля «Алаш», получившего на этот раз Гран-При в состязании ансамблей, были лауреатами Гран-При и в сольном исполнении – в 1998 и 2008 году соответственно.

Награду обладателям Гран-При вручил глава республики Шолбан Кара-оол. В своем обращении к участникам и ученым он выразил благодарность за постоянный интерес к древнему искусству тувинской земли. «Хоомей – это неразгаданная тайна души тувинского народа, которую мы получили как великое наследие. Наши предки говорили: «Хоомейимни кагбас – ла мен, хомге суккаш, чуктеп аар мен…» – «Хоомей свой я никогда не оставлю, буду носить его всегда с собой». Такое трепетное отношение позволило сохранить это искусство на многие века. Каждый симпозиум, уже шестой, – это шаг к разгадке тайны волшебного звукоизвлечения, - сказал глава региона. – Как сын своей родины, я горжусь тем, что за последние годы тувинское горловое пение достигло всемирного признания. И сегодня мы стоим на пороге открытия Академии Хоомея, которая станет поистине уникальным культурно-образовательным учреждением России и всего мира»

В этом году форум горлового пения собрал ученых и исполнителей хоомея из десяти регионов России – Хакасии, Алтая, Башкортостана, Якутии, Шории, Чукотки, городов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска; из 17 стран, в том числе США, Японии, Норвегии, Финляндии, Австралии, Казахстана, Киргызстана, Беларуси, Монголии, Великобритании, Франции, Германии, Бразилии, Норвегии, Испании, Греции, Китая. В конкурсной программе приняло участие более ста исполнителей, в том числе – 16 ансамблей (11 – тувинских, 5 – зарубежных). Еще одна важная деталь, характеризующая уровень развития хоомея на его родине: тувинские горловики, прежде чем попасть на конкурс, прошлипочетные участники фестиваля.png отборочные туры в районах.

Обладателями Гран-При Международного симпозиума по хоомею в индивидуальном исполнении в разные годы становились: Монгун-оол Ондар (1992), Радион Мунзук (1995), Игорь Кошкендей (1998), Алдын-оол Севек (2003), Бады-Доржу Ондар (2008). В 2008 году была предпринята попытка организовать самый большой в мире хор исполнителей хоомея. На ступеньках муздрамтеатра после репетиций на базе курорта «Чедер» выступили около 100 музыкантов, среди которых было и много зарубежных исполнителей.

В следующем году внеочередной выездной симпозиум горлового пения пройдет в городе Хух-Хото. С этим предложением к властям Тувы обратилось руководство района поклонник Хоомея.pngВнутренняя Монголия (Китай), представители которого приняли участие в нынешнем симпозиуме. 

ФОТО Василия Балчий-оола


При использовании и перепечатке материалов ссылка на gov.tuva.ru обязательна