Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти    

«Российская газета»: Тува – окно в Азию

«Российская газета»: Тува – окно в Азию
27.02.2015
Глава Тувы Шолбан Кара-оол накануне открытия XII Красноярского экономического форума, посвященного вопросам развития сотрудничества со странами АТР,  в интервью «Российской газете», вышедшем   под заголовком «Окно в Азию», рассказал о том, какими видит роль и место республики в «восточном векторе» развития России.  

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Одна из главных тем XII Красноярского экономического форума значится в повестке так: «Россия и страны АТР: от политики интеграции к проектам развития». Как развивается сотрудничество Тувы с быстро развивающимися странами Азии?

ШОЛБАН КАРА-ООЛ: Скажу откровенно: сегодняшние объемы торгово-экономического сотрудничества республики с регионами Азии далеки от реального потенциала, который имеет Тува. Например, на республику приходится 7,5 процента всех запасов металлургических углей России. Есть богатейшие месторождения асбеста, кобальта, драгоценных и редких металлов. Есть большой лесной фонд, 16 миллионов гектаров, а это деловая древесина, это разнообразнейший мир диких животных, изумительная природа, если говорить о туризме, это изобилие растений, в том числе лекарственных. У нас до сих пор не раскрыт потенциал сельского хозяйства, в первую очередь животноводства, традиции которого пришли из древности и вполне могут стать базой для «зеленой» экономики, культивирующей безупречную экологическую чистоту продукции.

Республика располагает уникальными рекреационными ресурсами — только минеральных источников с подтвержденным лечебным эффектом более тридцати, существуют целебные озера, сравнимые с известными на весь мир брендами вроде Мертвого моря. Но пока все эти богатства используются по минимуму, потому что к ним нет выгодного для бизнеса доступа.

Конечно, интерес со стороны азиатских инвесторов к Туве есть, и он не мал. В первую очередь к сфере добычи полезных ископаемых, которыми богата республика. Китай, Южная Корея, Япония в разные годы пытались продвигать к нам своих бизнес-резидентов. Они и сегодня не оставляют своих намерений.

Для реализации многих проектов нужно решать вопросы логистики, создавать современную и выгодную транспортную инфраструктуру. В этом наш регион поддерживает президент России. На территории республики уже несколько лет подряд работают крупные российские компании — структуры «Евраза», «Северстали», «Норникеля» и других транснациональных корпораций.

Многие готовы нарастить производство. Прошлым летом компания «Межегейуголь» приступила к строительству шахты на новом месторождении, подняты первые тонны ценного коксующегося угля. Голевская компания начинает строительство дороги к месту разработки залежей медной руды. Но они вынуждены работать на малых оборотах, мизерными объемами, потому что не самолетом же экспортировать уголь!

Тем не менее, даже в условиях транспортной изоляции Тува сохраняет инвестиционную привлекательность для стран АТР. Есть компании, которые пришли в республику, несмотря на этот сдерживающий, казалось бы, фактор. К примеру, китайская горная корпорация в нынешнем году запускает ГОК по добыче полиметаллов.

Интерес азиатского бизнеса усилился после визита в Китай президента России и заключения соглашений о сотрудничестве. Представьте себе возможности этого сотрудничества, если после одного только заявления Путина о восточном векторе развития страны торговый оборот Тувы с азиатскими партнерами за какой-то год вырос в 15 (!) раз.

РГ: Замечено, что самые интересные, насыщенные событиями и стратегическими решениями форумы в Красноярске проходили в годы, которые можно назвать кризисными (например, 2009 год). Сейчас в стране тоже очень непростое время. Как могут сказаться грядущие экономические трудности на развитии Тувы?

ШК: Президент России, вы знаете, определил эти трудности как новые экономические реалии, а не кризис. Я вообще считаю, что самое верное средство против кризисов — это оптимизм и позитивный настрой. То, что с нами происходит сейчас, кризисом назвать трудно хотя бы потому, что не произошло резкого обвала в производстве, как это было в 2008–2009 годах. Во всяком случае, пока о нем говорить рано. Наоборот, как я уже сказал, в прошлом году у Тувы по всем направлениям наблюдался даже рост, пусть и небольшой. По динамике этого роста мы даже опередили многих в Сибири (В 2014 республика по приросту промышленного производства превзошла даже такие индустриальные центры СФО, как Красноярский край и Кемеровская область – РГ).

Разумеется, нестабильность рубля и потери бюджета от снижения нефтяных доходов не пройдут бесследно. Поэтому планы на 2015 год мы строим с учетом новых реалий. В частности, я поручил правительству республики и минфину пересмотреть расходы бюджета для их оптимизации. По предварительным расчетам, нужно сократить их примерно на 10 процентов. Разумеется, это не коснется социальных обязательств. По возможности, не будем трогать и бюджет развития. В крайнем случае, перераспределим средства внутри инвестиционной программы в пользу проектов с наибольшим социальным эффектом.

Плюс Тувы в кризисных условиях в том, что у нас доминирует малая, а не большая экономика. Средний и малый бизнес гибче, он быстрее крупных структур приспосабливается к меняющейся конъюнктуре. А это означает, что республика вполне может рассчитывать не только на сохранение достигнутого, но и на развитие. Тем более что Россия сегодня разворачивается на восток, и пограничная Тува имеет реальный шанс стать одной из опорных площадок этого разворота.

Такую перспективу мы пытаемся приблизить, лоббируя инфраструктурные проекты, нацеленные на создание тувинского коридора в сторону стран АТР. Кроме железной дороги, это перенаправление маршрута федеральной автотрассы М-54 «Енисей», которое выводит через Монголию на дорожную сеть Китая. Это работа по расширению функционала КПП «Хандагайты» на российско-монгольской границе — он скоро станет многосторонним. Это продолжение модернизации аэропорта «Кызыл» с открытием международного терминала. Это строительство военной базы с полным комплектом служебных, социальных, жилых, хозяйственных сооружений, коммунальной, инженерной, энергетической инфраструктурой и т. д.

При использовании и перепечатке материалов ссылка на gov.tuva.ru обязательна