Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти    

Гран-при первого гастрономического фестиваля "Ак-Чем" (Белая пища) получили производители отдаленного Монгун-Тайгинского района Тувы

Гран-при первого гастрономического фестиваля "Ак-Чем" (Белая пища) получили производители  отдаленного Монгун-Тайгинского района Тувы
20.07.2018

Республиканский праздник животноводов "Наадым" теперь не обходится без гастрономических конкурсов. Если в прошлом году проводили фестиваль тувинской баранины с участием шеф-поваров из разных регионов России и Монголии, то украшением празднования 2018 года стал фестиваль белой пищи "Ак Чем" (Белая пища). О подробностях проведения конкурса поговорили в студии телеканала "Тува 24". Беседу вела Азиана Чадамба.

- Расскажите о главных целях проведения фестиваля "Ак чем"?

Ренат Ооржак, заместитель министра экономики РТ:

- По поручению Главы региона Шолбана Кара-оола в Туве сейчас идет популяризация гастрономического туризма. Он имеет очень большое значение в целом. Как Вы уже отметили, в прошлом году в Кызыле проводился первый международный фестиваль тувинской баранины. Он прошел на «ура», федеральные пресс-центры поддержали мероприятие, широко распространив информацию. IMG_7640.JPG

Поэтому мы решили провести в этом году фестиваль белой пищи, которую испокон веков тувинцы потребляют. Соответственно, нам надо в современном конкурентном туристическом мире научиться представлять свою белую продукцию таким образом, чтобы туристы могли насладиться в Туве не только красотой природы. И фестиваль прошел с успехом, судя по положительным отзывам гостей.

- Как шла подготовка к фестивалю? Удалось ли привлечь столько туристов, как в прошлом году на фестивале тувинской баранины?

Аржаана Суктер, заместитель руководителя Фонда поддержки предпринимательства РТ:

- На фестивале присутствовали эксперты из Монголии, гости из Америки, Германии, Франции, представители Ростуризма, ведущие редакторы туристических журналов и туроператоры. Фестивалю предшествовала огромная работа. Вы, наверное, заметили, что юрты были белого цвета, спасибо волонтёрам, которые в кратчайшие сроки сшили 16 палаток. Логотип и оформление дело рук народного художника Начына Шалыка. Также помогли ребята из бутафорского цеха Национального театра. Мы постарались сделать хештэг #АкЧем, спасибо местному предпринимателю Сузунме Монгуш, которая придумала дизайн.

- Давайте перейдем непосредственно к участникам фестиваля. Сколько их было зарегистрировано?

IMG_7644.JPGАржаана Суктер:

- Участников мы начали приглашать еще в мае, сначала было зарегистрировано 34 коллектива. Но в последний момент команды Улуг-Хемского района решили объединиться, и они не прогадали, так как в итоге стали победителями в номинации «Народный рейтинг». В конкурсный день на Тос-Булаке мы организовали бесплатную раздачу тувинской молочной сыворотки айрана всем желающим, 150 литров проспонсировала Римма Данзурун, предприниматель СПОК «Саяны».

- Сколько наименований продукции было представлено?

Аржаана Суктер:

- Более 30 наименований молочной продукции. Это цельномолочная продукция; 4 вида молока (коровье, козье, яка, оленя), 9 видов кисломолочной продукции (кефир, йогурт, снежок, тарак, хойтпак, божа, хымыс) 6 творожных продуктов (итпек, творог, курут, ол-ааржы, творожная масса с наполнителями) сыр, быштак (с наполнителями баскан быштак, шойген быштак), 7 традиционных молочных продуктов (чокпек с наполнителями, кургаг ааржы, кадык, хыйлымак, тыва арага). IMG_7647.JPG

Желающие подходили к участникам, пробовали их блюда. Экспертная комиссия работала в течение дня, в их числе - два технолога из Монголии, преподаватели ТувГУ, Тувинского техникума предпринимательства и представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва. Жюри возглавляла Нина Ивановна Бондаренко, старший научный сотрудник лаборатории "Технология молока и молочных продуктов питания", руководитель курсов повышения квалификации специалистов молочной отрасли ФГБНУ "Алтайский научный центр агробиотехнологий". Все члены жюри были впечатлены массовостью фестиваля, несмотря на то, что он проводился впервые. И как я уже сказала, народный выбор пал на участников из Улуг-Хема, а победителем, по мнению экспертов, стало предприятие «Сайзырал» из Моген-Бурена Монгун-Тайгинского района.

- Ренат Чадамбаевич, можете оценить фестиваль как обычный посетитель? Кого Вы отметили для себя?

Ренат Ооржак, заместитель министра экономики РТ:

IMG_7642.JPG- В первую очередь хочу отметить, что современная молодежь мало знает о традиционных молочных блюдах предков. И пропаганда местной продукции в рамках фестиваля нам удалась. Дети подходили и спрашивали о блюдах, как выяснилось, многие подзабыли, что из них что. Наверное, потому что очень много на прилавках магазинов привозной продукции, нежели традиционной пищи. И, чтобы устранить этот пробел, а также, чтобы наши предприниматели могли зарабатывать на этом, необходимо запатентовать свою продукцию. К слову, соседний Алтай уже запатентовал название «далган», хотя для нас «далган» тоже традиционная пища. Предприятие «Тывамолоко», допустим, уже запатентовали за собой название «хойтпак», вот это действительно достижение. Мы должны и дальше закреплять за собой наши традиционные продукты. К примеру, наши сыры ничуть не уступают видам сыров мира, наш «быштак», как говорят иностранцы, давно пора брендировать и продвигать дальше. Самый широкий ассортимент продукции представил Моген-Бурен, у которого много скота, благодаря известной в республике труженице сельского хозяйства, ветерану Ошку-Саар Аракчааевне Ооржак. Им достался гран-при фестиваля. Отрадно, что участникам из далекого района удалось выиграть в первом фестивале белой пищи.

- Вы затронули тему развития местного товаропроизводства. Глава республики не раз подчеркивал, что успешное развитие животноводства, да и сельского хозяйства в целом зависит от выпускаемой продукции. 

Если его мало, то соответственно мало денег, плюс ко всему тут многое зависит от самих жителей республики. Не будем отрицать тот факт, что спроса пока мало, чабаны не могут сбыть всей продукции, и они говорят, что некоторые продукты у них залёживаются, и портятся. Что нам необходимо сделать, чтобы жители Тувы приобретали местный товар?

Ренат Ооржак, заместитель министра экономики РТ:

- То же самое молоко «Отборное» может даже вне холодильника хранится долгое время, о чем это говорит? О том, что в нем много химических добавок. К сожалению, последствия употребления такой продукции мы увидим лет так через 20. К примеру, в Китае молочную продукцию для потребления детьми в школах и детских садах, приобретают на российском рынке. А молочка, так скажем, для взрослого населения у них сильно геномодифицированная, и я подозреваю, что, то молоко, которое мы потребляем, и которое долго время не портится, оно тоже практически такого же состава. Да, наше молоко быстро портится, но тут нужно понимать, что это происходит по причине его натуральности. IMG_7643.JPG

- Тогда нужно придумать программу, в которой подробно бы рассказывалось о местных товаропроизводителях, а медики бы объясняли состав их продукции? Чтобы люди понимали эти нюансы. Считаю, что немаловажную роль играет реклама. Нельзя помочь местным предпринимателям в этом вопросе? Делать, например, им скидки. Чтобы их ролики крутились по телевизору, люди запоминали, а потом искали в магазинах?

Ренат Ооржак:

- Предпринимательское сообщество в Туве только набирает обороты. Например, для сельских производителей реклама – это пока непривычное дело. Но я согласен с тем, что она нужна. Ведь всемирно известная компания «Кока Кола» делает рекламу, хотя их все знают, но они так напоминают о себе каждый раз. В направлении брендирования и презентации продукции мы помогаем предпринимателям. Нужно донести до наших производителей, что реклама нужна.

- А что насчет роликов или программы с участием медиков, которые бы говорили о полезных свойствах наших блюд? Минутные ролики, я считаю, в социальных сетях, очень хорошо пойдут.

Ренат Ооржак:

- Да, такие ролики будут эффективными, согласен. В наше время долгие интервью скучны для молодежи.

- Вернемся к фестивалю белой пищи. Он будет в следующем году?

Ренат Ооржак, заместитель министра экономики РТ:

- Мы над этим подумаем. Может, сделаем гибрид – фестиваль тувинской баранины и белой пищи. Ведь тувинская кухня она на этом и основана. На молоке и мясе.

Аржаана Суктер, заместитель руководителя Фонда поддержки предпринимательства РТ:

- Да, и сами участники очень заинтересованы в продолжении фестиваля. Ведь в рамках конкурса мы делали рекламные щиты и буклеты с их продукцией, устраивали фотобатлы, в общем, мероприятие было достаточно обширным, в некоторой степени ознакомительным для покупателей.

Ренат Ооржак:

- Глава республики пропагандирует понятие «экологически чистой продукции», в том числе баранины. И сейчас нам нужно застолбить понятие «тувинской баранины» за собой, чтобы она ассоциировалась с Тувой. СПОК «Заря» уже занимается экспортом мяса в Монголию. Однако, я считаю, что экспортировать белую пищу пока нам не нужно. Необходимо сейчас прокрутить ее в рамках региона. Например, тувинское мороженое и конфеты уже заняли свои позиции на рынке. Перспективы внедрения в наше общество есть.

Аржаана Суктер:

- "Тыва мороженое" было представлено на международной выставке в Улан-Баторе, монголам мороженое очень понравилось. Кстати, скоро в августе пройдёт еще одна выставка-ярмарка, о которой предприниматели могут узнать более подробно в торговом центре «Норзин», кабинет №4.

- Недавно съемочная группа телеканала «Тува 24» побывала в гостях у предпринимателя, производящего "Тыва мороженое". Он был возмущен, что перекупщики ставят высокие цены, которые, мягко говоря, пугают покупателей. И люди зачастую жалуются, что наша вроде бы продукция, а стоит дороже привозной. Можно ли найти какие-нибудь рычаги для контроля цен на товары местных производители?

Ренат Ооржак, заместитель министра экономики РТ:

- Да, живой вопрос. Служба по тарифам РТ контролируют цены на товары жизненно необходимые, такие как, молоко, хлеб и так далее. Предприниматели вправе сами устанавливать цены на прочие продукты, и тут государство не имеет прямых рычагов для регулирования этого вопроса. Но, тем не менее, скоро мы будем собирать предпринимателей, чтобы найти золотую середину. Тут еще вопрос в чем, действуют законы рынка: спрос есть, предложения мало, поэтому цены завышают. Чтобы этого не происходило, нужно увеличивать предложение. И кто знает, может в будущем какой-нибудь предприимчивый человек откроет бизнес, последуют примеру предпринимателя «Тыва мороженое» и составит конкуренцию.

- Спасибо за беседу!  


При использовании и перепечатке материалов ссылка на gov.tuva.ru обязательна