Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти    

От международной интеграции к укреплению диалога «власть-бизнес» - итоги КЭФ-2019

От международной интеграции к укреплению диалога «власть-бизнес» - итоги КЭФ-2019
01.04.2019

Тема национальной конкурентоспособности открыла второй день работы Красноярского экономического форума. Развить конкурентные преимущества России участники дискуссий предлагали через разные отрасли экономики, поддержку частного капитала и внедрение цифровых технологий. Основные обозначенные тренды – в материале «ФедералПресс».

Время разбудить экономику

Формально Красноярский экономический форум стартовал в четверг, 28 марта, но серьезная повестка началась на день позже. С вопросов брендинга территория и условий функционирования «комфортного города», спикеры и участники переключились на тему национальной конкурентоспособности России в современном мире. На одноименном пленарном заседании речь шла об условиях, которые помогут сделать нашу державу лидером как в своем макрорегионе, так и в полушарии. Вице-премьер РФ Дмитрий Козак, открывая пленарное заседание своим программным докладом, отметил, что инвестиции, как фактор наличия конкурентных преимуществ, приходит в те страны, которые позаботились о «социальной стабильности и политической предсказуемости». Тот факт, что борьба за инвестиции, иными словами, конкуренция за рынки сбыта товаров и услуг, и есть конкуренция, «естественное состояние стран», Козаком даже не подвергался сомнению.

Россия, по мнению вице-премьера, с одной страны соответствует званию конкурентоспособной державы. «Сделано многое. Проводилась последовательная, целенаправленная работа по обеспечению макроэкономической стабильности, по совершенствованию процедур таможенного, налогового администрирования, регистрации собственности и предприятий, повышения доступности к сетям инженерно-технического обеспечения, сокращению административных барьеров в других сферах экономической деятельности», – объяснял Дмитрий Козак. С другой стороны, как оговорился спикер, предстоит сделать еще больше.

О том, что такое «больше», говорил председатель правления ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» Владимир Рашевский. Он подчеркивал важность «конструктивного диалога государства и бизнеса» и отмечал востребованность «инструментария государственных мер поддержки инвестиционной активности компаний». «Ближайшая ключевая цель – нам следует разбудить экономику. Здесь нам поможет реализация национальных проектов. Цели нацпроектов – хорошая основа для улучшения государственной экономической и структурной политики», – раскладывал свою мысль Рашевский.

Услышать ближнего своего

Другое понимание конкурентоспособности немыслимо без выстраивания продуманных международных экономических отношений. И здесь мнения акторов этого процесса может различаться. Об этом упоминал губернатор Республики Тыва Шолбан Кара-оол на заседании Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», которое состоялось перед центральной пленарной дискуссией. Глава правительства Тувы поделился с присутствовавшими губернаторами подробностями совещания в кабмине РФ. Согласно заявлениям Шолбана Кара-оола, он пытался убедить министра энергетики РФ Александра Новака в необходимости установления партнерских отношений с Монголией по части электросетевого хозяйства.

«Президенту Монголии это интересно. Такое партнерство будет способствовать развитию Западной Монголии, но нужно детально проработать, кто будет оплачивать, какие тарифы, какие источники будут задействованы. Это партнерство позволит в будущем решить проблему энергодефицита в Туве, главного нашего тормоза в развитие. Однако министр Новак не воспринял мои слова как убедительные. Он ответил, что когда будет запрос от Монголии, тогда и будем думать, как проводить сети», – рассказал Кара-оол.

Смысл выступления главы Республики Тувы был понятным: о конкурентоспособности можно говорить только в том случае, если в регионах решен вопрос инфраструктурных возможностей. А они могут появляться и в результате международных экономических проектов.

О еще одном примере повышения конкурентоспособности конкретной страны – укреплении позиций бизнеса –, когда используется международное пространство, обозревателю «ФедералПресс» рассказывал президент всероссийской общественной организации по развитию малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. По его словам, «Опора России» за последние годы открыло около 30 представительств в разных странах. «Мы открываем представительства везде, где есть российские граждане, которые уехали туда работать, они хотят зарабатывать на экспорте и импорте и готовы быть нашими представителями и помогать другим россиянам, работающим в секторе МСП. В итоге, мы формируем положительный пример, видя который к нам за поддержкой обращаются новые предприниматели», – отмечал Калинин.

Еще раз о базовых понятиях

Усилий некоммерческих институтов развития может быть недостаточно. Точнее, они могут и должны помогать, но основная, центральная роль в создании условий, которые помогают в формировании питательной среды для роста конкурентоспособности, все же у государства. Такое соотношение «ведущий – федеральные и региональные органы, ведомые – частный капитал» детально проиллюстрировал в своем докладе генеральный директор инвестиционной группы «РВМ Капитал» Феликс Блинов, когда рассказывал о проблемах привлечения инвесторов в проекты формата государственно-частного партнерства

«Зачастую, органам исполнительной власти, когда они задумываются о проектах ГЧП, не хватает помощи со стороны консалтинговых агентств. Например, для каждого типа проекта, исходя из его сметы, нужен свой, конкретный игрок. Для муниципальных концессий до 500 миллионов рублей подходит региональная компания, а региональными проектами в 50 миллиардов рублей должны заниматься участники федерального бизнеса. Если проектов несколько, то их лучше собрать в пул и после этого искать концессионера. Иногда почему-то считается, что наличие одной идеи уже означает готовую концессию, что, конечно, в коРусское национальное единство *запрещены в РФ">рне неверно. Может показаться, что я говорю о базовых понятиях, но такие ситуации все же встречаются», – делился опытом Блинов.

Возможным решением, панацеей от непродуманности как в экономической политике в целом, так и по отдельным проектам, может стать повсеместное внедрение современных технологий. И здесь можно говорить о небольшом отставании, которое понемногу сокращается. Доказательством такого сокращения – цифровая трансформация энергетической отрасли. Компания «Россети», как один из операторов электроэнергии на территории нашей страны, не первый год занимается строительством цифровых подстанций. Где-то, как в Калининградской области или в Сибирском федеральном округе, уже есть положительный опыт работы цифровой схемы электроэнергии. Где-то, например, в Северокавказском федеральном округе, тема цифровизации еще остается повесткой на завтра. В этой связи неслучайным выглядит заявление председателя правления ПАО «Россети» Павла Ливинского, сделанное в первый день КЭФ-2019, о назначении бывшего гендиректора ПАО «МРСК Сибири» Виталия Иванова как раз в подразделение компании в СКФО.

«Сейчас у нас будут утверждены стандарты строительства цифровых сетей и цифровых подстанций, и единообразные подходы к строительству объектов на всей территории РФ, включая Кавказ. Отдельно такую задачу не выделяем, эта задача внутри общего функционирования сетевого комплекса», – уточнил Ливинский.

«ФедералПресс» / Сергей Спицын


При использовании и перепечатке материалов ссылка на gov.tuva.ru обязательна