Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти    

Шагаа – это обновление духа и сознания человека

Шагаа – это обновление духа и сознания человека
26.02.2017

Шагаа на территории Тувы начали праздновать в VI-VIII веках нашей эры. По мнению ученых, именно к этому периоду относятся первые упоминания о проведении нового года по лунному календарю. Уже в 30-е годы прошлого столетия, когда началась борьба с религией, разрушались буддийские храмы, подверглись репрессиям ламы и шаманы, любимый народом праздник постепенно стал исчезать из быта людей, его стали отмечать, скрываясь от преследований.

И только в 1991 году по многочисленным пожеланиям жителей республики, с целью возрождения и развития национальных обычаев и традиций Постановлением Верховного Совета Тувинской АССР Шагаа был объявлен народным праздником Тувы.

С того времени прошло почти четверть века и за этот небольшой с точки зрения истории период, Туве удалось вернуть основное значение, идею, смысл нового года по лунному календарю, возродить традиции празднования Шагаа, его обряды, атрибутику. Но вместе с тем, считают исследователи тувинской культуры и традиций, есть моменты, на которые сегодня необходимо обратить самое пристальное внимание. Об этом говорит ученый секретарь Тувинского института гуманитарных и социально-экономических и прикладных исследований,кандидат филологических наук Людмила Салчаковна Мижит.

- С научной точки зрения, можно ли сегодня сказать, что в Туве удалось в полной мере возродить традиции празднования Шагаа?

-Большую роль в популяризации сохраненных знаний сыграл наш институт, ранее Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. Именно благодаря науке, исследованиям таких ученых-этнографов, как Л. П. Потапов, С.И. Вайнштейн, М. Б. Кенин-Лопсан, Г.Н. Курбатский, И.У. Самбуу, М. В. Монгуш, А.К. Кужугет, С. Ч. Донгак и многих других, удалось реконструировать празднование Шагаа, возродить его сакральный смысл, обряды. Но без желания самогонарода, его стремления вернуть утерянное, сделать это было бы невозможно.

Безусловно, празднование Нового года в современной Туве претерпело некоторые изменения, ведь меняются взгляды, социальные и экономические условия, менталитет людей. Тем не менее, смысл, содержание Шагаа остались незыблемыми.

- Есть ли моменты, которые можно считать прерванными, утерянными в традициях Шагаа?

- Мы можем с уверенностью сказать, что сегодня основные принципы и обрядовые действия празднования Шагаа соблюдаются большинством населения. Но, к сожалению, не все еще осознают, что важны не только внешняя атрибутика, внешние действия по очищению жилища, одежды, совершение обрядов, связанных с обновлением природы, окружающего мира. Речь прежде всего идет об обновлении внутреннем, духовном, нравственном, что, на мой взгляд, является главным смыслом Шагаа. То есть Новый год – это и завершение прошлого, в котором, возможно, были трудности и сложности, и начало «белого времени» - чистых помыслов, чистых отношений между людьми, стремления изменить жизнь в лучшую сторону во всех ее аспектах.

В прошлые времена была очень сильна самоидентификация человека со своим этносом, чувство принадлежности к определенной общности - роду, отсюда вытекала иего особая ответственность, высокое чувство долга перед семьей, племенем, родиной.

Очень ярким и глубоко символическим по смыслу моментом в праздновании Шагаа является обряд «чолукшуур» - приветствие старших по возрасту людей, особенно пожилых и старых. Сам термин исходит от слова чол, чол-кежик – «дар, благо, счастье». Младший по возрасту протягивал в почтительном поклоне старшему обе руки с раскрытыми ладонями и старался дотронуться до его локтей. Старший возлагал на них свои руки ладонями вверх. Сакральный смысл этого действия в уважении к возрасту, к предкам,к своим корням, к родителям. Ведь пожилой человек, тот же глава рода, например, наделен огромным житейским опытом, мудростью и за всю жизнь накапливает буян-кежик - положительные, высокие заслуги. Это люди, на которых необходимо равняться, и благодаря которым мы живем. Ритуал «чолукшуур» таит в себе и преемственность поколений, и спрашивание благословения и узун назын – долголетия.

Если же смотреть шире, то в традициях тувинского народа почитание старших, бережное отношение к ним было испокон веков. Сейчас же, к сожалению, такое происходит не всегда и не везде. И это, пожалуй, одно из самых болезненных явлений современности, которое, как и увлечение спиртными напитками, вносит негативный оттенок в сохранение и развитие этноса.

- Удастся ли изменить сознание людей, исправить ситуацию?

- В советское время у нас целые поколения - среднего и старшего возраста -были лишены возможности придерживаться традиционных взглядов и обычаев и передавать их в полном объеме своим потомкам. Уход в прошлое советской идеологии оставил пустоту в их душах. Это, по сути, потерянное поколение, которое осталось без своих корней. Однако обвинять их не нужно, таковыми были их условия жизни и атеистическое воспитание. Сейчас, когда идет возрождение традиций и мировоззрения народа,постепенно меняются все, в том числе и они.

В настоящее время дети, молодежь, благодаря усилиям со стороны государственной власти, образовательных учреждений, со стороны общественных институтов и научных организаций по сохранению и развитию коренных традиций, обычаев и культуры, растут, ориентируясь на свое, изначальное. Работу в этом направлении необходимо продолжать и дальше, прививать осознание бесценности своей и чужой жизни, уважения к другой личности, поднимать нравственный дух народа в целом. Всем надо помнить: просто говорить о том, как себя вести, как должно жить, эффекта не даст. Ребенок, подросток, молодой человек формирует свое мировоззрение, взгляды, поступки, ориентируясь чаще всего на родных ему людей, окружающую действительность и на собственный опыт.

- Все-таки, какие самые главные обряды празднования Шагаа определены по результатам исследований?

- Одним из последних изданий ТИГПИ стала книга «Шагааның дөзү болгаш ёзу-чаңчылдары» («Шагаа: истоки и традиции»), подготовленная по результатам круглого стола, посвященного Шагаа (2015 г.). В ней в концентрированном виде на русском и тувинском языках представлены исследования о Шагаа, в которых разъясняются исторические и астральные аспекты, ритуально-обрядовые действа Шагаа, а также истоки 12-летнего животного календаря.

Если говорить об основных элементах праздника, то ученые выделяют такие обряды как: бүдүү хүн - предварительное очищение самих людей, жилища, территории в канун Шагаа, произнесение благопожеланий – йөрээлдер, ночное бодрствование с зажжением лампады буддийским божествам, присутствие на молебнах в храмах, обряд саңсалыр, обряд чолукшуур или амырлажыр, хождение в гости и взаимные угощения, игры, слушание сказок...

Хочется отметить, что Шагаа – это коллективный праздник, его справляли вместе сразу несколько аалов, каждая семья с большой радостью принимала гостей, устраивали игры. Эти традиции и сегодня помогают людям сохранять тесные родственные связи, оказывать помощь в трудных ситуациях, поддерживать друг друга.

В 2015 году нашим институтом также была выпущена небольшая книжка «Шагаа йөрээлдери», в которой представлены 12 благопожеланий в соответствии 12-летним восточным календарем, основанном на астрономических циклах движения Солнца, Земли, Луны и Юпитера. По мнению некоторых исследователей, этот календарь возник именно среди кочевников Центральной Азии, так как был основан на образе их жизни, а в последующем его переняли страны Восточной Азии. Даже существует мнение, что 12-летний цикл существовал до китайского календаря.

- Что бы вы пожелали в новом году жителям республики?

- В наступающем через несколько дней 2017 году – в год Огненного петуха - мне хотелось бы всем жителям Тувы пожелать духовного обновления, чистых помыслов,благополучия, здоровья и счастья. Давайте не забывать о своих корнях, истоках и традициях. В них – наша сила, наше будущее!


При использовании и перепечатке материалов ссылка на gov.tuva.ru обязательна