Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти    

Тувинская драматургия и театр

hst0001_thumb1.jpg
Тувинская драматургия зародилась в середине 20-х гг. ХХ в. В своих пьесах тувинские драматурги обличали античеловечные феодальные порядки («Ханский закон» коллектива авторов, «Добрый день» В. Кок-оола), сатирически изображали духовных лиц - лам и шаманов («Человекоподобная еда» С.Сарыг-оола и Хойлакаа), раскрывали значение революции для освобождения трудящегося человека, ярко изображали старую и новую жизнь («Чего мать не видела, дочь увидит» Сарыг-оола, «Женщина» С. Тока), поднимали общественно-политические и моральные проблемы («Узун-Кара и Семис-Кара» Тока, «Не забывайте джут», «Чалым-Хая» Кок-оола).

тувинский театр.jpgВ годы становления национальной драматургии пьесы тувинских писателей носили главным образом агитационный характер, им была свойственна некоторая наивность, схематизм. К концу 30-х гг. тувинская драматургия достигла значительных успехов; в 1936-38 появляются пьесы: «Хайыран бот» Кок-оола и «Тонгур-оол» Тока, сохраняющиеся в репертуаре. Трагической гибели героини пьесы Кок-оол показал как неизбежное следствие феодальных порядков. Пьеса Тока - сатира на политически беспечного руководителя, в ней показано коварство врага, содержится призыв к бдительности (обе пьесы в дальнейшем подверглись значительной переработке).
После вступления Тувы в состав СССР (1944) драматурги стремились отразить новые процессы жизни, писали о коллективизации, строительстве социализма. Этим темам были посвящены пьесы «Учитель в сумоне» (1948) и «На стане» (1947) С. Сарыг-оола, «Стремление» О. Саган-оола (1950). В пьесе Саган-оола «В одном сельсовете» (1954) разоблачается бюрократизм и карьеризм; в драме «Спою тебе» рассказывается о борьбе со старым, о победе нового, в исторической драме «Пробуждение» показаны рост политического сознания аратов (крестьян) под влиянием Октябрьской революции и революционного события в Туве в 1918-21. Пьеса Тока «Осуществлённая мечта» посвящена Великой Отечественной войне, дружбе народов СССР.
В 50-60-е гг. расширился круг драматургов. Одноактные пьесы писали К. Кудажи, С. Сюрюн-оол. Кок-оол написал комедию «Ах, красавица!» и пьесу «Самбажык» о восстании аратов против феодалов в 19 в. К. Сагды в пьесе «Путь девушки» рассказала о тувинской молодёжи. Сарыг-оол написал первое тувинское оперное либретто «Чечен и Белекмаа», М. Мунзук — пьесу «Товарищ директор» о жизни тувинского совхоза. Тувинский  профессиональный . театр возник в середине 30-х годов.
В 1936 по решению Президиума Малого хурала Тувинской Народной Республики основана театральная студия в Кызыле (открылась пьесой «Хайыран бот» Кок-оола). Студия совмещала производственную деятельность с учебной, готовила кадры работников театров. Большую помощь тувинскому народу в развитии национальной культуры оказали деятели искусства: режиссёр И. Исполнев, композиторы Р. Миронович, А. Аксёнов, хормейстер С. Булатов. В 1940 было образовано Театральное училище, в котором занимались и актёры театра. Ставились спектакли; «Мятеж», «Любовь Яровая», «Русские люди». В 1939 группа актёров во главе с В. Оскал-оолом организовала цирковой коллектив, получивший широкую известность.
В 1945 в Туве создан профессиональный театр. В 1947 при театре создана русская труппа. В 1950 при Национальном театре организована актёрская студия. В 1958 Национальный театр реорганизован в Музыкально-драматический театр; музыкальные комедии идут на русском и тувинском языках (в 1955 труппу пополнили выпускники тувинской национальной студии при Ленинградском театральном институте). Тувинская труппа музыкально-драматического театра поставила пьесы тувинских драматургов, в том числе «Стремление» (1949), «Пробуждение» (1957), «В одном сельсовете» (1954) Саган-оола, «Ах, красавица!» (1959), «Самбажык» (1963) Кок-оола, «Тонгур-оол» (1950, 1961), «Осуществлённая мечта» (1954) Тока, «Товарищ директор» Мунзука (1961), «Дорогу осилит идущий» («Счастье трудных дорог») В. Журавлёва (1964), «Любовью надо дорожить» С. Пюрбю (1964).
В Ттувинском театре ставились произведения Островского («Гроза», 1962, и др.), Гоголя («Ревизор», 1952), Горького («Васса Железнова», 1958), Шиллера («Коварство и любовь», 1965), русской советской драматургии («Человек с ружьём», 1957), пьесы туркменских, казахских, хакасских, бурятских, осетинских, украинских, белорусских драматургов. В 1941 поставлен первый тувинский музыкальный спектакль «Хайыран-бот» (музыка основана на народных мелодиях, обработана А. Аксёновым). В 1964 композитор Р. Кенденбиль закончил оперу «Чечен и Белекмаа» на сюжет сказки С. Тока.
В числе деятелей тувинского театра: заслуженная артистка РСФСР Л. Севильбаа, М. Мунзук, В, Кок-оол, Н. Кысыгбай, X. Конгар, народный артист Тувинской АССР Н. Олзей-оол.


Возврат к списку